"Четыре дня у черемис во время Сюрема" С. К. Кузнецова (1879)

Статья "Четыре дня у черемис во время Сюрема" С. К. Кузнецова (1879) - один из основных источников сведений по этнографии и мифологии марийцев. В ней даётся подробное описание самого праздника, подготовки к нему, народных игр и гуляний, а в конце приведён подробный список божеств главных, второстепенных и низших.

С учётом всего вышесказанного, странно, что в научной литературе до сих пор нет точной и ПОЛНОЙ библиографической справки об этом труде.



В библиографическом указателе "Традиционная вера народа мари" (Йошкар-Ола, 2012) справка выглядит так:

12. Кузнецов, С. К. Четыре дня у черемис во время Сюрема / С. К. Кузнецов. - СПб., 1879. - 53 с. ; Полтыш - князь черемисский. Малмыжский край. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 305-372. (С. 14)



В более раннем справочнике Ключевой справка содержит ещё одно издание статьи, но в ней не упомянуто новое переиздание:

77. Кузнецов С. К. Четыре дня у черемис во время cюрэма: Этнографический очерк. – СПб.: Издание имп. РГО, 1879. – 53 с. То же // Известия имп. РГО. – М.; СПб., 1879. – Т. 15. – Вып. 2, 3. – С. 135–151, 169–206. (Марийская музыкальная культура: библиографический указатель (1756−1930) / Мар. гос. ун-т; сост. М. А. Ключева. – Йошкар-Ола, 2011. – С. 19)



Казалось бы, всё понятно, и толковать не о чём. Ан нет! Тут-то начинается "интрига".

В известном "Систематическом указателе" Спицына упоминается некая анонимная публикация:

847. О черемисах Вятской губернии. 1880, 15-17.
Из Извест.геогр.общ. 1879 г. [Систематический указатель статей местного отдела неофициальной части «Вятских губернских ведомостей» (1838-1890) / Сост. А. Спицын. - Вып. 2. - Вятка, 1891. - С. 46].


Нахожу эту публикацию и читаю редакторскую ремарку:

"В Известиях Географического Общества 1879 г. выпуск 3-й, напечатана статья о черемисах Вятской губернии, в которой, между прочим, находим следующие интересные места относительно мифологии черемис".

Уж не те ли это самые "Известия имп. РГО"? Да и сами "интересные места" о марийской мифологии кажутся до боли знакомыми.

Нахожу нужные выпуски журнала - и точно! Выдержки в газете = заключительная часть уже знакомой нам статьи!

Получается, авторство и первоисточник анонимных выдержек до сих пор не атрибутированы. А это никто иной как Стефан Кирович Кузнецов и его статья "Четыре дня у черемис во время Сюрема"!

Что ж, сейчас я восстанавливаю "историческую справедливость" и даю самую полную и точную (на сегодня) библиографическую справку об этом замечательном труде:

Кузнецов, С. К. Четыре дня у черемис во время Сюрэма: Этнографический очерк / С. К. Кузнецов. - СПб., 1879. — 53 с. ; Четыре дня у черемис во время Сюрэма / Стеф. Кузнецов // Известия Русского географического общества. 1879. - 1880. - Т. 15. - Вып. 2. - С. 135-150 ; Вып. 3. - С. 169-206. [В содержании статья озаглавлена «Сюрэм у черемис», «Сюрэм у черемисов».] ; [О черемисах Вятской губернии] / [Анонимно] // Вятские губернские ведомости. - 1880. - № 15. - 20 февраля. - С. 3-4 ; № 16. - 23 февраля. - С. 4 ; № 17. - 27 февраля. - С. 4. [Выдержки.] ; Четыре дня у черемис во время Сюрема / Полтыш — князь черемисский. Малмыжский край. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 305-372.



Другие мои "библиографические" публикации в ЖЖ:

На полях библиографического справочника
Загадочный Осокин

Добавить в друзья





Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья