"Братья Карамазовы" Достоевского

Дочитал, наконец, впервые "Братьев Карамазовых" (такой вот я филолог с красным дипломом - к образованным-то людям я себя давно не отношу).

Начну с глупостей. Роман (именно как роман, произведение pulp fiction) захватывающий, как Агата Кристи. Теперь я понимаю, откуда у неё этот метод: планомерно набросить тень подозрения на каждого, привести "неопровержимые" улики и несомненные мотивы, обвиноватить всех (у Достоевского - кроме, разве что, Алёши). Но, если у Агаты в этой детективной интриге вся суть и состоит, то для Достоевского - это лишь удобный костяк, "модный" для того времени уголовно-судебный антураж. (Кстати, это, помимо всего прочего, и отличный образчик юридического триллера!)

Но всё это шелуха, разумеется. Роман переворачивает просто. Несколько раз было ощущение, что попал в зону турбулентности. Кишки (душевные) переворачивались. Понятно, почему многие Достоевского не выдерживают.

Пересказывать все вызванные романом мысли и чувства - даже и пытаться не буду. Но вот эта мысль как выражена! Что все виноваты за всех. (Не в той идиотской форме, в какой Ахеджакова винилась за сбитый самолёт.) А - ВСЕ ВИНОВАТЫ ЗА ВСЕХ!

Когда впервые это идею высказал старец Зосима, я воспринял её как мистическую. Ну, вот как искупление первородного греха Иисусом - умом это не постичь, тут чистая мистика.

А потом, осмысливая поступки героев романа, я вдруг озарился: так вот же: ВСЕ ЗА ВСЕХ ВИНОВАТЫ. Там сплёлся такой плотный клубок взаимной ненависти, недоверия, подозрений, обвинений, угроз, недоразумений, совпадений, заблуждений и судебных ошибок, что, действительно, в произошедшей трагедии оказались виноваты ВСЕ.

Пусть убил Смердяков, но теоретически оправдал его ("Бога нет") и отъездом своим в Мокрое "благословил" на убийство - Иван, ненавидел, грозил убить и планировал убить - Дмитрий, предала и утопила Дмитрия на суде (от ревности и ненависти к Грушеньке) - Катенька, обрёк невиновного на двадцать лет "рудничков" из благих побуждений - прокурор, неловко подтолкнул к гибели (допустив, что убил Дмитрий, но - "имел право!") московский адвокат, и т. д., и т. п. Все, все участвовали!

Вот почему и МЫ виноваты в первородном грехе, который совершили не мы. Совершили не мы, а реплицируем мы - повязывая им друг друга.

...А вот эпилог меня разочаровал. Достоевский впал в крайнюю сентиментальность, начал выдавливать из меня слезу сценой похорон Ильюшечки. А что там было выдавливать? К концу романа я и так был выжат как лимон: вся влага вышла из организма слезами и потом. А насухую плакать - глаза болят. И всё зачем? Чтобы подвести к нагорной проповеди Алёши: давайте всегда помнить Ильюшечку, друг друга, и это убережёт нас от зла. Ой ли?

И ещё я не совсем понял заваруху с побегом Митеньки. Что это? Если каторга - способ невинно пострадать за всех, способ очиститься, то побег (да ещё с "этой тварью" "христианской душой" Грушенькой) становится двусмысленным. Иисус от креста не бегал (хотя тоже плакал кровью, просил, чтобы чаша миновала). Но - не бегал. И уж Алёша, тоже участвовавший в подготовке побега, должен был понимать это как никто другой!

Добавить в друзья





Recent Posts from This Journal

"Мир не стоит слезинки ребёнка"
***
"Мир не стоит слезинки ребёнка".
Спас ребёнка - разрушил мир.
Кто заберёт его из продлёнки?
Чудом выживший дезертир?

Тот, кто красному слову не веря,
Но живущий начистоту,
Проведёт через тайные двери
Неприглядную красоту.

2015

http://alex-vinokur.livejournal.com/428641.html

Re: "Мир не стоит слезинки ребёнка"
Второе стихотворение мне больше понравилось. Это показалось несколько сумбурным.
Re: "Мир не стоит слезинки ребёнка"
Спасибо.
Говорят, когда однажды Высоцкого спросили" "Что Вы хотели сказать своим произведением?", он ответил: "Что хотел сказать - сказал".

Перефразируя его ответ: видимо, то что я хотел сказать, - не сказал.

-------------------
В какой-то момент я взглянул на фразу "Мир не стоит слезинки ребёнка" с обратной стороны, т.е. фактически это значит: "Чтобы избежать слезинки ребёнка - можно/нужно/придётся разрушить мир".
Re: "Мир не стоит слезинки ребёнка"
Кстати, у Достоевского слезинка ребёнка противопоставлена не просто "миру", а "миру познания" (т. е. способности человека различать добро и зло, способность, полученная в результате грехопадения) и "высшей гармонии". Другими словами: не желая платить слишком высокую цену ("слезу ребёнка"), оказаться от мира познания = вернуться в рай (снова стать говорящим животным). А высшая гармония - это вернуться в рай, ПРЕОДОЛЕВ "мир познания" (невозможный без слезинки ребёнка).
Re: "Мир не стоит слезинки ребёнка"
Может быть.
Я помню (очень рельефную) сцену из фильма, когда Иван (Кирилл Лавров) говорит об этом Дмитрию (Михаил Ульянов). Там это мной воспринялось именно как мир в обычном понимании, т.е. вселенная.

Edited at 2016-10-21 03:20 pm (UTC)
Re: "Мир не стоит слезинки ребёнка"
А я такое кино вообще не помню. Вот, посмотрел сериал 2011 года. Сначала казалось, что все актёры "не те". А потом ничего, привык.
Кого убил Раскольников?
***
Кого убил Раскольников? -
Процентщицу-старуху.
Известно даже школьнику
Про эту заваруху.

Пришил её, как помнится,
За тёмные делишки.
Детали и подробности
В достопочтенной книжке.

Да только позабытая,
Осталась сбоку где-то
По случаю забитая
Сестрица Лизавета.

Читателям и критикам
Ничуть не интересна,
Молчат правозащитники.
Кто автор? - Так нечестно.

2014

http://alex-vinokur.livejournal.com/353860.html

Re: Кого убил Раскольников?
Замечательно! Как (почти) всегда. Немножко непохоже на вас: обычно вы изрекаете что-то философское, строки более длинные, речь размеренная. А тут - размашисто, , иронично, хлёстко. Браво!
Re: Кого убил Раскольников?
Спасибо.
"Узкие" стихотворения у меня тоже есть, но их меньше.
Re: Кого убил Раскольников?
А я вот про убийство Елизаветы никогда не забывал. Ведь так всегда и бывает - хотел "пришить" ненавистную "вредную" старушонку, а "пришлось" погубить ещё и невинную Лизавету.
Re: Кого убил Раскольников?
В массовом сознании, мне кажется, Лизаветы как бы не существует.
Re: Кого убил Раскольников?
Лимонов предложил установить в Петербурге памятник старухе-процентщице

Писатель и политик Эдуард Лимонов предложил в эфире «Радио Балтика» поставить в Петербурге памятник старухе-процентщице и Родиону Раскольникову из романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание»

https://baltika.fm/news/99994