Марийцами до начала 18 в. часто называли чувашей.

Факт, вынесенный в заголовок, известный, но повторить, считаю, будет нелишним. Вот по этому поводу несколько выдержек из кн. В. Ф. Макарова "По следам болгар, сувар и чувашей" (книжка довольно сумбурная и страдающая самоповторами). Основное (для меня): в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. "нагорные черемисы", "горные люди", "горные черемиса" и проч. - это не обязательно черемисы (а то и вовсе не черемисы), а - чуваши.

Макаров, В. Ф. По следам болгар, сувар и чувашей (Историко-этнографический обзор). – Чебоксары: «Новое время», 2013 – 308 с.

...в исторических документах собственно предки чувашей и выступали под разными этнонимами. С IX-X вв. они известны как «булгары» и «сувары», с X в. – «волжские булгары, а в русских и зарубежных источниках конца XV – начала XVIII вв. – «нагорные черемисы», «горные люди» [Горная сторона – правобережная сторона Волги в пределах Казанского ханства (XVI-XVII вв.). Народом, живущим на «Горной стороне» - «горные люди», «горные черемиса», «нагорные племена», - «нагорные татары» - являлись чувашами]. (С. 16)

Молчание Нестора о чувашах, тогда как он упоминает о черемисах, нельзя принимать за полное доказательство, что их не было тогда на здешней земле. Скорее должно допустить, что у него и чуваши скрывались под именем черемисов. (Артемьев А.И. Предисловие к книге. Список населенных мест по сведениям 1859г. Казанская губерния. Сп.б., 1856. с.53). (С. 17)

Во многих источниках вплоть до начала XVIII в. чувашей именовали только «нагорными черемисами» или «черемисскими татарами», - однако они сами себя никогда так не называли. «Черемисами (çармăс) чуваши называли не себя, а марийцев. Также и казанских татар чуваши однозначно знали как «татар», а не «булгар» или как-то иначе. И хотя термином «суас/сувас» марийцы обозначают как татар, так и чувашей, однако в качестве самоназвания он закрепился в исторической памяти только чувашей (в форме чăваш). (С. 18)

«Несмотря на то, что булгарская аристократия во главе с самим царем сохранила традиции кочевого быта, булгары в лесостепи интенсивно переходили к комплексному земледельческо-скотоводческому хозяйству, так что Ибн-Русте писал уже о том, что булгары – земледельческий народ, возделывают пшеницу, ячмень, просо и другие культуры. Этому переходу способствовали контакты с местными земледельческими поволжско-финскими племенами – мордвой и марийцами-черемисами, которых хазарский царь Иосиф упомянул в числе своих данников. Археологические материалы обнаруживают синтез культур булгарской и финно-угорских на одних и тех же памятниках Волжско-Камской Булгарии. (Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России с древности и раннем средневековье. М., 2004. с.230; История татар с древнейших времен. В 7 томах. Т.I. Казань, 2002. с.185-218). (С. 101)

До начала XVI в. землю восточнее рек Ветлуги и Суры, занятую чувашами, знали как «черемисскую» (марийскую). (...).

Полное заселение чувашами северной половины Современной Чувашии произошло в XIII-XIV вв., а до этого времени здесь численно преобладали предки марийцев – т.е. настоящие «черемиссы». (Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986. с.13). Но даже и после того, как всю территорию нынешней Чувашии заняли чуваши, частично ассимилировав, частично вытеснению марийцев из ее северо-восточных районов, русские летописцы и чиновники на протяжении XVI-XVII вв. по традиции продолжали называть население, жившее восточнее нижней Суры, одновременно или «нагорными черемисами», или «черемисскими татарами», или же просто «черемисами», хотя собственно горные марийцы занимали уже лишь небольшие владения восточнее устья этой реки. Князь А.М. Курбский, описывая поход русских войск на Казань в 1552г., записал так: «Егда же переплавшиася Суру реку, тогда и черемиса горная, а по их чуваша зовомые, язык (т.е. народ) особливый, начаша встречати по пятисто и по тысяще их…» (Курбский А.М. История о великом князе Московском. Сп.б., 1913. с.18). Как видно, чуваши еще во времена первых упоминаний о них называли себя именно «чувашами», а не «черемисами». «Черемисами» (чув. çармăс) они однозначно именовали своих соседей – марийцев. (С. 124)

Участники этого похода князь А.М. Курбский так пишет о встречах горными людьми войск Ивана IV: «Егода ж переплавишаяся Суру реку, тогда и Черемиса горная, а по их Чуваша зовомые, язык (то есть народ) особливый начаша встречати по пяти сот и по тысяще их аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставлен оный предреченный город на Свияге». (Курбский А.М. История о великом князе Московском. Сп.б., 1913. с.18). (С. 140)

Заслуги чувашей, марийцев и мордвы в борьбе против Казанского ханства отмечаются и в русских преданиях. Например, А.И. Свечиным, возглавлявшим комиссию Сената по ревизии корабельных лесов и изучению причин разорения государственных крестьян Среднего Поволжья в 1763-1765гг. в г. Васильсурске записано такое предание: «…Когда царь и великий князь Иоанн Васильевич с многочисленным войском шестовал под Казань, тогда на сем месте, покоряясь, нагорная черемиса, мордва и чуваша с великим почтением его встретили и, быв у присяги, ходили под Казань, за что в знак его милости пожалованы были серебряным ковшом с орлом и [получили также] его царское седло, лук с колчаном, наполненным стрелами, кои и поныне у них хранятся». (ЦГАДА, ф.248, д.3419, п.839об.). (С. 141)

В книге исследователя и этнографа Карла Фукса «Краткая история Казани», изданной в типографии Казанского университета в 1817г., в примечании 48, есть такие строки: «Около 1469г. сделана была перепись земель хана Ибрагима (Казанский хан) «со всею землею своею Камскою и Сыплинскую и с Костяцкою и из Беловолжскою и вотяцкою и Башкирскою». Ник. VI. II. К жителям нагорной стороны (горныя люди) причислены (С. 248) Чуваши, Черемисса, Мордва, Можары, Торханы. Сузд. IV. 234. Царст. кн. 772». (С. 249)

В русских летописях чуваши долгое время отождествлялись с черемисами-марийцами, обитателями прибрежных областей Волги, которые были лучше известны русским. В русских летописях чуваши отождествлялись с черемисами и позже. По мнению М.Н. Тихомирова в «Повести временных лет», в «Слове о погибели русской земли» и в других поздних источниках под черемисами, жившими по соседству с русскими, надо понимать чувашей». (Тихомирнов М.Н. Присоединение Чувашии к России // Материалы по истории Чувашской АССР. Т.I. с.108). (...) Сами же чуваши никогда не отождествляли себя черемисами, которых они называли черемисы (çармăссем). Князь А.М. Курбский впервые разъяснил, что горные черемисы – это чуваши: «Егда же пе(с. 249)реплавшиася Суру реку, - писал он, - тогда и Черемиса горняя, а по их Чуваша зовимые, язык особливый, начата встречати по пятисот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию» (Курбский А.М. История о великом князе Московском. с.18). (С. 249-250)



Добавить в друзья





Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья