Отношение к свинине у мари

"Особое отношение" (читай: неприятие) свинины в религиозной практике мари имеет глубокие исторические корни. Марийцы, конечно же, употребляли, употребляют и, по всей видимости, будут употреблять свинину в пищу. А вот в молениях и жертвоприношениях свинье не место! Почему? Сказалось ли тут влияние ислама - ещё со времён Волжской Булгарии и затем Золотой Орды, Казанского ханства? Или тут какие-то природные, экономические факторы?

Посмотрим (в первом приближении), что по этому поводу говорят археологи.

Петренко, А. Г. Становление и развитие основ животноводческой деятельности в истории народов Среднего Поволжья и Предуралья (по археозоологическим материалам) / А. Г. Петренко. - Серия «Археология евразийских степей». - Вып. 3. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007. - 144 с.

"В конце I - начале II тыс. н.э. значительная часть территории края была занята населением, основавшим первое государственное объединение на Средней Волге - Волжскую Булгарию. В это же время обитатели северных таежных городищ, представленные в основе финно-угорским населением, большое внимание уделяли охоте. Причем, основным пушным охотничье-промысловым животным был бобр, а среди копытных - лось и северный олень. Мясо этих животных играло существенную роль в питании людей, чем объясняется некоторое ослабление животноводческой деятельности на исследуемой территории района. А из числа домашних сельскохозяйственных животных лошадь и крупный рогатый скот традиционно доминируют в хозяйствах людей. Свиноводство в лесостепных центральных городищах края исчезает почти полностью и заменяется овцеводством, следы деятельности которого ранее едва прослеживались в этих районах. Население северных городищ края в исследуемый период времени было основным поставщиком продуктов охотничьего промысла на торговые рынки древнебулгарских городов: Биляра, Сувара, а позднее - Болгара, куда прибывали многочисленные караваны на верблюдах, лошадях с купцами из южных районов Евразии, которые пригоняли на продажу огромные гурты овец и лошадей южных пород. Достигшие наивысшего расцвета за всю историю населения края торговые связи наложили свой отпечаток и на характер производящего хозяйства самих древних булгар. Охотой булгары не занимались, а разведение высокопородного крупного, мелкого рогатого скота и лошадей при полном исчезновении свиноводства стало основной характеристикой животноводческой деятельности волжско-булгарского населения. В южных районах государства Волжская Булгария в домонгольский период, а в центральных и в золотоордынское время, поголовье мелкого рогатого скота существенно преобладало в хозяйствах. И лишь в отдельных славянских, древнемарийских и других нетюркских городищах лесостепной зоны, не входящих в состав булгарского государственного объединения, свинина составляла основу мясного питания, а удельное потребление конины постепенно сводится до минимума, либо полностью исчезает. (С. 137)

Остеологические данные раскопок двух средневековых городов Чебоксар и Казани, имеющих весьма близкие природные условия, но отличающиеся по своим этнокультурным особенностям, свидетельствуют о существенных различиях в специфике животноводческого хозяйства. А именно: если по удельному потреблению говядина была основным продуктом питания древнечебоксарского населения при значительно меньшей роли мяса свиней, овец и почти полном исчезновении конины, то основным продуктом мясного питания казанского населения были конина, баранина, менее - говядина при чрезвычайно ничтожной роли свиного мяса, которое, видимо, использовалось в питании христианского населения, возможно бытовавшего среди основной мусульманской массы людей города". (С. 137)

То есть, конспективно, булгары охотой не занимались, зато активно развивали животноводство, причём из домашних животных преобладали лошадь и крупный рогатый скот. Свиноводство в лесостепных центральных городищах сошло на нет, заменившись овцеводством (понятное дело, булгары приняли ислам со всеми вытекающими).

Финно-угры северных таёжных городищ, напротив, предпочитали охоту, снабжая всю Булгарию зверятиной и пушниной; животноводством (свиноводством в том числе) особо не увлекались. А вот в древнемарийских городищах лесостепной зоны, "не входящих в состав булгарского государственного объединения, свинина составляла основу мясного питания"! Другой вопрос, использовалась ли она в ритуальных целях?

Позднее свинина употреблялась в пищу (в незначительном количестве) у древнечебоксарского населения и у казанских христиан.

Добавить в друзья








Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья