На полях библиографического справочника

В библиографическом указателе "Традиционная вера народа мари" (Йошкар-Ола, 2012) эту библиографическую справку:

125. О вероисповеданиях // Заволжский муравей. - 1834.- Ч . 1.- С. 51, 58, 171-177. (С. 26.) -

правильно читать так:

О вероисповедании в Казанской губернии // Заволжский муравей. — 1834. - Ч. 1. - № 1. - С. 51-57; № 2. - С. 102-114; № 3 - С. 171-176.

Авторство атрибутировано Рыбушкину, М. С., профессору Казанского университета, совместно с М. В. Полиновским и выпускавшему этот частный журнал (на сайте Научной библиотеке им. Н. В. Лобачевского Казанского университета).



Он оставил любопытное сообщение о священном дубе марийских язычников:

«Черемисы и другие языческие народы, узнав о благочестивой жизни сего отшельника [монах Евфимий из Великого Устюга, основал в 1615 г. Седмиозерную пустынь (ныне: Седмиозерная Богородицкая пустынь, действующий мужской монастырь Казанской епархии РПЦ к северу от Казани, в пригородном п. Семиозерка)], начали приходить к нему из разных мест. Но главнейшею причиною такого их посещения было, кажется, то, что в том месте, где находятся ныне каменные святые врата, рос высокий и толстый дуб, под коим они приносили в жертву своим идолам лошадей, волов и других животных. Таковой языческий обычай в сем месте продолжался до тех пор, как дуб был разбит громом и попалён молниею» (№ 2, с. 107).

Конечно же, никаких идолов у марийцев не было, а вот дубы в большом почёте до сих пор.

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья