Разбор статьи Шагаповой и Яфаевой "Животные в похоронно-поминальной обрядности..." 2/3

Шагапова, Г.Р., Яфаева, Г.М. Животные в похоронно-поминальной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Вестник удмуртского университета. - 2015. - Т. 25, вып. 4. - С. 100-103.

Продолжение. Начало здесь.

"Еще одна птица, присутствующая в похоронной обрядности марийцев, – курица и/или петух. В XIX – начале XX в. зафиксировано поверье марийцев, по которому смерть человека наступает в результате того, что дух смерти Азырен перерезал ему горло и забрал его кровь, после чего человек умирал сразу или через какое-то время (месяц, год) [Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. С. 115-116]. Перед уходом похоронной процессии на кладбище во дворе резали птицу: если умерла женщина – курицу; если мужчина, то петуха. Кровь птицы наносили на лоб или губы покойника, в некоторых случаях – наливали в чашку и ставили возле гроба [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Дюртюлинский район (информант – Ипаева А., 1929 г. р.)]. (с. 101).

Жаль, что авторы нигде не дают марийских названий: курицы, петуха, обряда выкупа крови.


"При этом произносили следующие слова: «Выкупи свою кровь у смерти» [Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. С. 71]. Объясняя столь необычное жертвоприношение, информаторы говорят, что человек не может существовать без крови даже на том свете, то есть кровь выступает вместилищем жизненной силы. Бытует и другое объяснение: курица, принесенная в жертву, склюет грехи умершего на том свете [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Мишкинский район (информант – Ярикаева К. Я., 1929 г. р.)]" (с. 101).

Здесь у меня одно замечание. В начале статьи, да и в самом заглавии, заявлено, что речь пойдёт о "восточной группе марийского народа" Республики Башкортостан. И действительно, использованы полевые материалы, собранные в РБ. В таком случае почему, говоря о выкупе крови, авторы вдруг ссылаются на горного мари Яковлева? Означает ли это, что у восточных мари такого обычая авторы не зафиксировали? (Иначе было бы логичней использовать ПМА, а не прибегать к цитате из Яковлева, НИКАК не относящейся к восточным мари.)

И вообще, цитата из Яковлева вырвана из контекста. Там немного по-другому:

"Горно-козьмодемьянские черемисы, за исключением немногих местных обычаев, поминали и провожали покойников своих так же, как и луговые. Пред выездом с покойником курицу не резали, как луговые, но вместо того клали покойнику в карман деньги со словами: «Ты=дэ окса= азре=н гы=цын вюре=том сулаше=т ли=же» / «Деньги эти да будут тебе на выкуп крови твоей от смерти» (с. 71).

Возможно, другая цитата из Яковлева подошла бы лучше:

"Пред выездом на том месте, откуда должны тронуться в путь с покойником, режут курицу со словами: «Ты=до вю=рь дэ=нә шке= вюре=том азырэ=н гы=чен сулэ=н лук» / «Этою кровью выкупи свою кровь от смерти»" (с. 67).

Как видим, подобный обычай есть и у луговых мари, это вовсе не специфически восточномарийское.

Авторы не объясняют, зачем принято наносить куриную кровь на лоб или губы покойника. Тем самым как бы "превращают" его в курицу / петуха?

Не упоминают авторы и о том, что на сороковины тоже обязательно резали курицу:

"Для поминовения в 40-й день варят пиво, покупают вина ведра два, а богатые и три; режут барана, либо овцу, а одну курицу обязательно..." (Яковлев, с. 68)

Для объяснения марийского обычая резать курицу авторы обращаются к аналогичному, по их мнению, обряду у хантов и манси:

"Возможно, что обычай приносить курицу в жертву сохранил отголоски более древнего обряда. К примеру, у хантов и манси во время похорон, сразу же после выноса покойника из дома, приносили в жертву оленя. Обряд носит название «закрывания отверстия» и проводится, чтобы воспрепятствовать возвращению души умершего. Олень выступает искупительной жертвой, которой пытаются откупиться от смерти. Более бедные, не имеющие возможности заколоть оленя или лошадь, приносят в жертву курицу или петуха [Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М., 2009. С. 453]. Вероятно, в прошлом у марийцев этот обряд выполнял ту же задачу: птице рубят голову после выноса покойника во двор, у ворот (то есть на границе свое-чужое), после чего выбрасывают мертвую птицу за ворота" (ibid.).

И ещё очень интересное гадание:

"Во время данного обряда в ряде случаев проводилось гадание, весьма необычное по своей сути. Зарезанную курицу ставили на ноги и отпускали, при этом внимательно смотрели, куда она побежит. Если в сторону двора – стоит ждать еще покойника, если в противоположную сторону – смерть оставит этот дом" (ibid.).

Только вот что значит "в ряде случаев"? Каких случаев? Когда в доме есть тяжелобольной?

Участие курицы / петуха в похоронно-поминальной обрядности марийцев авторы объясняют так:

"В научной литературе семантика образа петуха (курицы) хорошо изучена. Петух ассоциируется как с миром мертвых, так и с миром живых, он – медиатор между двумя мирами. Плодовитость петуха нередко делала его символом плодородия и жизни. На наш взгляд, именно сосредоточение жизненных сил в этой птице и ее связь с миром мертвых обусловили ее присутствие в похоронном обряде" (ibid.).

Продолжение следует

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    РАДИНЧÁ Радуница – день первого после Пасхи всеобщего поминовения мёртвых у марийцев, придерживающихся православия; как и в русской народно-церковной…

  • 6 мая (23 апреля ст. ст.). Йогория кече - Егорьев день

    Йогория кече (Егорьев день, 23 апреля) среди сылвенских марийцев известен как день посадки капустной рассады. При перепечатке указывайте ссылку на…

  • Обряд изгнания шайтана у сылвенских марийцев

    В этот день, накануне Йогория кече (Егорьев день), "совершали обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо, или шайтана. Обряд проходил в таком…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.