Разбор статьи "Кукушка" из монографии Л. Тойдыбековой "Марийская мифология"

Я уже рассказывал о замечательной монографии Лидии Тойдыбековой «Марийская мифология» (2007). Собственно, это скорее не монография, а словарь, выпущенный вслед за моим «Словарём марийской мифологии» (2006), но более полный. Книга богата фактическим материалом, собранным в полевых экспедициях. В меньшей мере (в отличие от моей книги) использован материал печатных источников. Другим существенным недостатком является поспешность в изложении, не идеальное (скажем так) знание русского языка и полное отсутствие редактуры.

Разберём — в плане изложения, подачи материала - статью «Куку (кукушка)».

КУКУ (кукушка) - мифическая птица.

Понятно, автор хотела сказать, что образ кукушки (птицы вполне реальной) в народных представлениях сильно мифологизирован, наделён мифическими свойствами, а получилось: «мифическая птица». Как Сирин или Алконост.

С прилетом кукушки и с первым кукованием существуют разные приметы и магические действия.

«С прилётом кукушки... существуют... приметы...» - неправильно выбран глагол. Да и другие части речи тоже. Правильно: «С прилетом кукушки и первым кукованием связаны различные приметы и магические действия».

Кукование кукушки ранней весной, когда еще зеленью не покрылся лес, предвещает голод, неурожай.

«...когда еще зеленью не покрылся лес...» Какая игривая инверсия! Стилистически правильно в научном тексте было бы: «...до того, как лес покроется зеленью...»

При первом куковании К. нужно быть веселым, иметь в кармане монеты, тогда весь год будет успешным (ПЭ-89, Соколова, Нов. р-н).

Что значит «первое кукование»? Первое кукование, услышанное весной, или первое услышанное «ку-ку»? И вообще, фраза корявая. Может, так: «Согласно примете, если у человека, услышавшего первое кукование К., имеется мелочь в кармане, а сам он в этот момент весел, то для него весь год будет успешен».

Среди марийцев широко известно гадание по кукованию о сроке продолжительности жизни. Для этого обращались с вопросом к К.: «Куку, Куку, мыняр ийым илаш тӱҥалам? (Куку, Куку, сколько лет я буду жить?)».

«Среди марийцев широко известно гадание по кукованию...» Так оно не только среди марийцев распространено (так, кстати, лучше, чем «широко известно»).

И вообще, в книге о марийской мифологии постоянно повторять «среди марийцев», «в мифологии марийцев», «в марийском фольклоре» - излишне. Это нужно разве что для объёма.

«...о сроке продолжительности жизни...» Может, просто «...о продолжительности жизни»?

И почему в переводе оставлено марийское «куку» - вместо русского «кукушка»?

Девушки по кукованию К. гадали о том, когда, через сколько лет им выходить замуж.

Опять лишнее: «... когда, через сколько лет...»

Часто К. муро отождествляли зловещим предзнаменованием: «Куку муро ойгым конда. (Пение кукушки приносит страдания)».

Что такое К. муро — для читателя, не знающего марийский?

«...отождествляли зловещим предзнаменованием» - неправильное управление, потерялся предлог «с». И вообще, надо: «...служило зловещим предзнаменованием».

Услышав голос К., старались отвести беду заклинанием: «Сайын мурет, шке вуетлан муро!»

Без перевода?! (Если что, перевод такой: «Хорошо поёшь, на свою голову пой!»)

Пение К. считается плачем, горестным причитанием. Часто женщин, плачующих по покойникам, сравнивают с пением К. (ПЭ- 95, Чобыкова, Нов. р-н).

«ПлачуЮщих»? Да ещё «по покойникам» - по нескольким сразу? И сравнивают женщин не с кукушками, а «с пением К.»! Просто пир духа какой-то!

Иногда К. представляли за душу умершего, вестницу с «того света». Считали, что в облике К. душа как бы слетает на землю побеседовать с близкими родственниками.

Опять неправильное управление. То ли «принимали за душу», то ли «душа представлялась в образе К.». Надо определиться. И что значит «побеседовать»? Как может кукушка беседовать с человеком? Может, «подать весточку»?

В своих песнях марийские женщины при горестном оплакивании часто обращались к К. Они обычно как бы причитали и выплакивали ей свою боль (ПЭ-91, Танерова, Нов. р-н).

Лучше: «В похоронных песнях женщины часто обращались к К., как бы изливая ей свою боль».

В марийском фольклоре кукушка наделена всегда женской символикой.

Нельзя быть наделённым символикой, это неприлично. И вообще, у меня возникло ощущение, что вся статья делалась по лекалу аналогичной статьи из «Славянских древностей»: «КУКУШКА — одна из наиболее мифологизированных птиц с ярко выраженной женской символикой, связанная с горем, разлукой, смертью и миром мертвых» (Т. 3. С. 36). Только пересказано кривым языком.

В легендах у К. нет своей пары, поэтому она сожительствует с ястребом, с соловьем.

Я плохо знаю марийский фольклор, ничего не могу сказать.

К. свои яйца всегда оставляет в чужих гнездах, К. за своими птенцами не ухаживает. По существующим верованиям среди марийцев, К. не имеет своего гнезда потому, что когда-то она свила его в Благовещение, когда все работы были строго воспрещены (ПЭ-94, Ямаева, Пар. р-н).

Правильно: «Как известно, К. оставляет яйца в чужих гнёздах и не ухаживает за своими птенцами. По легенде, она свила гнездо в Благовещение, когда возбраняется работать, и была за это наказана».

Образ Кукушки в мифологии марийцев также проявляется в образе вдовы.

Что это значит? Не понимаю. Может, имеется в виду, что в фольклоре (а не мифологии!) кукушка служит символом безутешной вдовы?

Часто фигурки К. можно увидеть на намогильных столбах, в заговорах и заклинаниях встречается как юмын куку. Обычно К. сидит на огненном столбе или на золотом, медном, серебряном (ПЭ- 95, Капитонова, Серн. р-н).

Какие фигурки? Деревянные, глиняные? Может, вырезанные на шестах изображения?

«...в заговорах и заклинаниях встречается как юмын куку». Лучше: «В заговорах и заклинаниях кукушка фигурирует как юмын куку "божья К.". Она сидит последовательно на огненном, золотом, серебряном, медном столбах». Чувствуете разницу?

Одиноко кукующая на березе кукушка - это женщина, оставшаяся вдовой или разлученная с мужем, такая же одинокая и поющая от тоски, и т.д. (ПЭ-87, Патрушева, Серн. р-н).

Вряд ли кукушка, даже одиноко кукующая на берёзе, может быть женщиной. Она может символизировать одинокую женщину в фольклоре, но быть женщиной она точно не может.

По традиционным верованиям, стоит человеку услышать песню об одинокой кукушке, поющей на дереве, и в его воображении тут же представится образ тоскующей женщины.

Зачем здесь эта ремарка: «по традиционным верованиям»? Правильно: «Стоит услышать песню об одинокой кукушке, и в воображении тут же рисуется образ тоскующей женщины».

И так далее, в том же духе, все двести с лишним страниц. И вот такая малость — элементарное отсутствие редактуры — портит замечательную книгу!

К чести «национальных» учёных (и не только марийских), обычно их статьи и монографии написаны хорошим русским языком, и «Марийская мифология» Лидии Тойдыбековой в этом плане — лишь досадное исключение, которое можно объяснить разве что поспешностью и невниманием к «мелочам».

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Как говорил мой преп, поэтов надо убивать ещё до зачатия.
Но добавлял: если выживут, то, ВОЗМОЖНО, из них что-то получится.
Римского прокуратора называть — покемон. Других слов не говорить.
Да, тема покемонов нынче в тренде. Хотя я так и не понял, в чём там фишка.
Я прочитал следующее: "По марийской легенде, городок Москва был основан вовсе не боярином Кучкой, а марийцами, и само название сохранило якобы марийский след: Маска-Ава по-марийски означает «медведица» - ее культ давно существовал у этого народа".
http://welemudr.ucoz.ru/load/istorija/marijcy_poslednie_jazychniki_evropy/7-1-0-4902
Интересно было бы услышать Ваше мнение на сей счёт.

И ещё там же, в той же статье, говорится, будто черемисы приносили Керемету кровавые жертвы, иногда даже человеческие. Что думает по этому поводу главный спец по марийской мифологии?
Не знаю, чтО по этому поводу думает главный спец по марийской мифологии (да и кого можно таковым назвать? Попова? Калиева?), а я думаю следующее. Фасмер отвергает приведённую выше этимологию: "Неудачны также попытки этимологии из фин.-уг.: от мар. moská "медведь" и ava "мать"..." и т. д.

Гипотеза о том, что Москву будто бы основали марийцы, - ничем не подтверждённый бред, придуманный националистами, которые везде видят марийский след. Доходит до того, что все языки мира возводят к марийскому. История народа мари и без того чрезвычайно богата, незачем её приукрашивать.

"Легенда" такая есть, но смысл её сводится к следующему. Чистая марийская вера - первая и единственная истинная вера, и некрещёные мари - единственные её носители. Поэтому, говоря о том, что когда-то мари обитали в Москве, мифотворец ведёт речь скорее не о географии, а о «золотом веке», когда мари, как ГЛАВНЫЙ народ, жили в ГЛАВНОМ городе. Доказательством чему и служит «факт» – что само слово «Москва» марийского происхождения.

Но, даже изгнав марийцев из Москвы, русский царь тем не менее не способен обойтись без них. Предпринимая поход на Казань, к кому Иван Грозный обращается за помощью? К марийцам.

Вот типичное рассуждение мари-кугусортинца в конце 19 в.: "И наша черемисская вера Бог принимает и моленье наше слышит. Наша «кугу-сорта» больно приятен ему. Помнишь, был война в Севастополе? Гнали, гнали народу воевать, а всё русский сила не берёт. Слышим, русаки везде Богу молят... Вот молили, молили... Тогда дедошки наши стали думать, как царю пособить: изладили свецка в 7 фунтов, посадили на круг, надели чистый белый рубаха и давай Бога молить... Как кончали, не знаю, от того, не знаю, не от того, русак и пошёл воевать, и пошёл, а потом, а потом и совсем одолел..." ((Мышкин ВЕВ 1893, № 6, с. 213)).

То есть без марийцев русские не способны ни войну выиграть, ни Москву построить!

Статья, на которую вы ссылаетесь, полна бредовых идей. Просто бери каждую фразу - и смакуй.

"Как жертв использовали лошадей, коз, овец. Прямо перед жертвенником с них сдирали шкуру, а мясо клали в котлы и варили. Потом брали блюдо с мясом в одну руку, а чашу с медом в другую и кидали все это в пламя костра..."

Прямо-таки ВСЁ ЭТО и кидали? А что ж мы тогда кушаем на молениях? Угольки?

"Некоторые капища были расположены у рек, которым они поклонялись. Некоторые - на холмах, считавшихся священными".

Какие ещё капища? Не было у марийцев никаких капищ (храмов)! И рекам они не поклонялись! И холмов священных нет! Есть гора Чумбылата, есть священные рощи на возвышенностях, но чтобы прям вот так - "священные холмы"?!

"И вообще довольно занятно, что в пантеоне марийцев не было богинь. Их религия складывалась в эпоху торжества патриархата, женщинам там места не было. Потом уже делались попытки впихнуть в их религию и богинь, но хотя в мифах присутствуют супруги богов, полноценными богинями они так и не стали".

Бред! А Шочын Ава? Одна из центральных богинь. Короче, читать и обсуждать это - только время терять. Пользуйтесь серьёзными источниками! :)

Про Керемета забыл. Никаких документально зафиксированных случаев человеческих жертвоприношений у мари нет. Вроде как бывало, что втихаря убивали человека, чтобы "берега держал" в мельничном пруду. А чтобы так, "официально" принести в жертву человека. Нет, не слыхал.
Спасибо большое! Я, в принципе, и сам чувствую разницу между традиционной мифологией и новым мифотворчеством националистов. Но решил всё-таки к Вам обратиться. Тэг "марийская мифология" у Вас самый "жирный".

Заинтересовала Шочын Ава. Так как у меня самый "жирный" тэг - матриархат.
Про "матерей" смотрите мой сегодняшний пост. Как говорится, specially for you.