Вишневский о марийской мифологии

Наиболее полная биография протоиерея Виктора Петровича Вишневского (16.01.1804 - 30.12.1885) - в "Православной энциклопедии", т. 8, с. 610-611. Мне он интересен, собственно, только одной статьёй, посвящённой марийской мифологии: "О религии некрещёных черемис Казанской губернии". На неё часто ссылаются. Не касаясь содержания статьи, попробую разобраться с библиографической стороной дела.

В библиографической справке "Энциклопедии" приведена такая ссылка:

О религии некрещеных черемис: Из зап. миссионера // Вестн. РГО. СПб., 1856. Т. 17. Вып. 4. С. 281-290. (С. 611.)

Она содержит ошибку. Как увидите ниже, "том 17" и "выпуск 4" относятся совершенно к разным изданиям.

В след. ссылке, как видим, отсутствуют страницы:

То же // Казанские ГВ. 1856. № 9-10. (С. 611.)



Библиографический указатель "Традиционная вера народа мари" (2012) даёт такую справку:

6. Вишневский, В. П. О религии некрещеных черемис Казанской губернии. Из записок миссионера / В. П. Вишневский. - Казань, 1856 ; Казанские губернские ведомости. - 1856. - № 9, 10 ; Вестник Императорского русского географического общества. - 1856. - Т. 17. С. 281-290. (С. 13.)

Сразу скажу, отдельного издания (Казань, 1856) я не нашёл. (И в "Православной энциклопедии" его нет!) Мало того, Брокгауз и Ефрон в статье о Вишневском упоминают только это издание: "О религии некрещеных черемис, из записок миссионера" (Казань, 1856; перев. на франц. язык).

На французском! Значит, на русском (которое все якобы цитируют) его и нет?!

А вот газетная публикация, идущая второй позицией, действительно имеется. Я её нашёл и, восполняя пробел, привожу здесь с указанием страниц (чего нет в Указателе):

О религии некрещёных черемис Казанской губернии. Из записок миссионера протоиерея В. П. Вишневского / В. П. Вишневский // Казанские губернские ведомости. - Часть неофициальная. - 1856. - 27 февраля. - № 9. - С. 63-66; 5 марта. - № 10. - С. 71-73.

Третьей позицией в Указателе идёт публикация в ж-ле "Вестник Императорского русского географического общества". С ней всё в порядке.

Ещё одно издание в этом списке отсутствует, поскольку публикация анонимна. Ссылку на него находим ниже:

128. О религии некрещеных черемис Казанской губернии // Этнографический сборник. Т. IV. — СПб., 1858. — С. 209-214. (С. 26.)

Это тоже Вишневский, та же самая статья. Только страницы указаны неправильно. Правильно:

О религии некрещёных черемис Казанской губернии // Этнографический сборник. — 1858. — Вып. 4. — С. 209-218.

Также я отнёс бы сюда следующую анонимную публикацию:

Черемисские верования // Вятские губернские ведомости. - Отд. 2. - Часть неоф. - 1860. - № 27. - С. 178-181.

По сути, это выдержки из всё той же статьи, только в несколько иной редакции.

В Указателе есть ссылка ещё на одну статью Вишневского:

48. Вишневский, В. П. Верования некрещеных черемис Казанской губернии / В. П. Вишневский // Памятная книжка Казанской губернии на 1863 г. - Казань, 1862. - Отд. III. - С. 3-16. (С. 18.)

Так вот, ребята, это абсолютно та же статья! Да, все они немного разнятся, но статья та же самая. Кстати, она тоже опубликована анонимно.

В Указателе есть ещё один материал, приписываемый Вишневскому:

159-а. Собрание молитв, читаемых черемисами, крещеными и некрещеными при жертвоприношении в Керемети / подгот. к печати протоиерея В. П. Вишневского // Заволжский муравей. - 1833. - Ч. 2, № 10. - С. 584-587. (С. 29.)

Кто и как атрибутировал авторство, не знаю: публикация анонимна.

И это всё о Вишневском.

Добавить в друзья




Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

У меня данные о публикации Вишневского выглядят так:
25. Вишневский В. П. О религии некрещеных черемис Казанской
губернии // Казанские губернские ведомости. – 1856. – № 9–10.
То же – отдельный сброшюрованный оттиск.
То же // Вестник имп. Русского географического общества. – СПб.,
1856. – Ч. 17. – Кн. 4. – С. 281–290.
То же // Этнографический сборник. – СПб., 1858. – С. 209–218.
http://www.ruthenia.ru/folklore/klucheva4.pdf
В Заволжском муравье вот так:

2. Собрание молитв, читаемых черемисами, крещеными и язычника-
ми при жертвоприношениях в керемети // Заволжский муравей. – Ка-
зань, 1833. – № 10. – С. 584–587.
3. Имена богов черемисских // Заволжский муравей. – Казань, 1833. –
Ч. 2. – № 16. – С. 924–925.
Есть у меня оба. А вот кто атрибутировал "Молитвы" Вишневскому? Вопрос.
Ужас. По вашей ссылке на "Православную энциклопедию" прочитала, что В.П.Вишневскому приписывают "Краткий катехизис" 1848 г. Вряд ли, вряд ли! Думаю, спутали с паратским священником Павлом Вишневецким (Эман и Иванов почему-то назвали его в своих работах П.Вишневским, отсюда и пошла путаница (?!)). С другой стороны, чем черт не шутит? Ведь на чувашский тот же самый Краткий катехизис переводил В.П. Вишневский. Может, заодно и на черемисский перевел? (тем более знал его, даже преподавал).
В-общем, меня обескуражила эта статья. На чем Е.В.Липаков основывается? Если правда, что автор марийского Краткого катехизиса В.П. Вишневский - это просто сенсация.
Теперь надо проверить в этих источниках:
Юбилейный праздник в Казани в память рукоположения, в 1828 г. окт. 22 дня, во пресвитера протоиерея Казанского кафедрального собора В. П. Вишневского // Изв. по Казанской епархии. 1878. № 22. С. 603-631; Некролог // Изв. по Казанской епархии. 1886. № 2. С. 29-42
Если найдете их или они у Вас есть - дайте мне, пожалуйста, ссылку!
И про ваши "молитвы" (их атрибуцию) - кстати, там же надо информацию искать, с некролога начать...
В некрологе П. Вишневецкому, кстати, не сказано, что он перевел Катехизис. Так что не знаю, не знаю...
А может я и зря волнуюсь. Тут же сказано
"на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю".
Может, не про эту книгу речь? Но и Краткие священные истории вроде бы ему не приписываются, он нигде не упоминался как причастный к этим переводам.