Кюсо кумалтыш - летнее моление у башкирских мари

Статья из общественно-политической газеты Мишкинского района, Республики Башкортостан, "Дружба", № 76-77, 9 июля 2016 г.:

Древние обряды возрождаются. В Мишкинском районе прошла встреча марийских картов с проведением моления «Кюсо кумалтыш».



Вот она, сӱремпуч - берестяная труба, в которую трубят до и во время праздника Сюрем, возвещая его наступление. - К. С.

5–6 июля в селе Мишкино прошла встреча марийских священнослужителей — картов и энтузиастов — исследователей марийской традиционной религии.

Главными участниками встречи были карты из Янаульского района Геннадий Пастиев, Павел Ямиев и местный карт Вячеслав Шакмаев. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с возрождением веры предков. Один из них — восстановление святых рощ районного значения — Мишкинского «Мер кюсо» (Мировое молебнище близлежащих к Мишкино деревень) и «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище республиканского значения). В разное время они были разрушены. Их восстановление — дело непростое, но необходимое.

Второй вопрос касался обрядовой стороны. Как известно, марийцы живут в разных областях и республиках России, поэтому и обряды часто отличаются между собой. На этот счет было принято простое и мудрое решение — обрядовая сторона будет зависеть от главного карта, проводящего моление, а небольшое разнообразие обычаев и обрядов только украсит марийскую культуру.

Третий вопрос касался народных праздников. Каждый год выходит немало марийских календарей, но праздничные дни в них не совпадают. В этой ситуации было решено найти выход в истоках языческой религии — в астрологии. Как известно, раньше языческий жрец, умел читать звезды — определять по ним дни солнцестояний, равноденствий, просчитывать наперед фазы луны… Многие праздники, например Кюсо, до сих пор определяются по календарю астрономическому. Для уточнения нового, вернее древнего, астрономического календаря решено было собраться снова и провести отдельный семинар.

Встреча марийских картов состояла не только из дискуссий за круглым столом. Ее участники посетили священное место всех мари района «Султан керемет» (керемет — родовой дух-хранитель, роща посвящена легендарному вождю местных мари — Султану), «Мер кумалтыш» (мирское молебнище) и побывали у святилища не только районного, но и республиканского масштаба — «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище). К сожалению, последнее святилище к нашему времени не сохранилось.



Об этом культовом камне, посвящённом Султан Керемету, я уже писал. - К. С.



Похоже, плита с надписью нуждается в реставрации. - К. С.

7 июля в священной роще деревни Ирсаево «Кугу Юмо кумалтыш» (молебнище Великого Юмо) с участием всех картов прошло молебнище «Кюсо кумалтыш».



Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала. Но мари при проведении праздников учитывают не только положение солнца, но и фазы луны и дни недели. Поэтому после самой короткой ночи ждут новолуния, а затем — ближайшего четверга, как самого благоприятного дня для моления. Хотя моление официально было не районного масштаба (уже было отмечено, что для проведения такого моления, в районе священных рощ не сохранилось), туда были приглашены все желающие.

Нужно отметить, моление отличалось от предыдущих — спустя немало десятилетий, возможно и столетий, в марийской священной роще вновь зазвенел звон волшебных гуслей. На них играл директор марийского историко-культурного центра Алексей Ибулаев. Он же изготовил обрядовый для этого праздника «сюрем пуч» и протрубил на нем о начале праздника. Дальше карты начали читать молитвы богам, время от времени раздавался звон ритуального удара ножа об топор…





Любопытно, что готовить помогают женщины. - К. С.





В общем, в этот день были возрождены многие древние обряды и мы надеемся, что впредь народ их не забудет и марийская традиционная религия будет только крепнуть.

Автор: Эсен ЭЛАЙ

Добавить в друзья




Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Не просто блины, а марийские ТРЁХСЛОЙНЫЕ блины. Это, как говорится, делает большую разницу.
А вот поеду-ка я их полопать на недельке. К тому же чёрная вишня на горной стороне Волги уже поспела.
Ничего ты не понимаешь. Сначала водочки холодной, а уж потом - горяченьким закусить.
Они толстые, пышные и шипят. Пшшш... Там у них внутре крупа, масло и чёрте что ишшо. Как раз к водке.