Штаны или кальсоны?

Продолжаю читать статью Ольги Калининой "Историографический обзор источников и литературы о традиционной свадебной обрядности марийцев" (Финно-угроведение. - 2014. - № 2. - С. 32-49). Ну, как читать - смотреть, откуда что растёт. Отличный повод заглянуть в источники, о которых и раньше знал, просто руки не доходили.

Калинина пишет:

"Следует отметить и статью священника, краеведа-просветителя М.Кроковского, который описал первый день свадьбы горных марийцев (16). Интересным является его замечание о том, что жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов, надевал их после купания в реке. Отметил он и то, что свадебный поезд, под шум барабанов и волынок, сопровождали несколько парней верхом на лошади" (с. 36).


Ссылка:

16. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии // ЖМВД. Ч. 41, кн. 1-3. - СПб., 1853.


Конечно, аббревиатуру лучше было бы расшифровать, не каждый догадается, что ЖМВД - это "Журнал Министерства внутренних дел". Статья в нём помещена анонимно. Кто атрибутировал авторство, я пока не нашёл. Может, Н. Варадинов в «Тридцатилетии Ж. М. В. Д.» (СПб., 1859)? (Этой книжки пока тоже не нашёл.)

Библиографический указатель "Традиционная вера народа мари (язычество)" (2012) даёт аж две ссылки:

85-а. Кроковский, M. М. Горные черемисы в Казанской губернии // Журнал Министерства внутренних дел. - 1853.- Т. XLI. - С. 221 (С. 22).

Д 21. Кроковский, М. Горные черемисы в Казанской губернии / М. Кроковский // Журнал Министерства внутренних дел. - СПб., 1853. - Ч. 41, № 2. - С. 221-239 (с. 113).


Вторая точней.

Вот места, к которым отсылает Калинина:

"Горные черемисы совершают браки свои обыкновенно в первых числах июля месяца. Впереди поезда, состоящего из нескольких кибиток, наполненных ближними и родными жениха и невесты, едут верхами человек до пяти парней, в красных кумачных кафтанах. Во время проезда от дома жениха до жительства невесты и потом от сей последней до самой церкви, беспрерывно бьют в два или три барабана и неумолчно играют в пузыри" (с. 229).

"...сваха новобрачной дарит новобрачному изготовленные дары, именно: рубаху, пояс и исподники. Новобрачный, приняв эти дары, немедленно отправляется к ближайшей реке или ручью, где должен искупаться и потом надеть на себя новую подаренную рубаху" (с. 230).


И что мешало автору дать точные ссылки - со страницами?

...Так, погодите-ка. У Калининой: "...жених, получив от невесты дары в виде рубахи, пояса и штанов..." А в оригинале: "...сваха новобрачной дарит новобрачному...". Сваха, а не невеста!

И не жениху, а новобрачному, т. е. уже мужу!

И не штаны, а исподники (типа кальсоны)!

Ну, и что за хрень?

Добавить в друзья




Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья