Влияние климата на историю мари

И.Л. Жеребцов. Климат в древней истории финно-угорских народов // Известия Коми научного центра УрО РАН.- Вып. 1. - Сыктывкар, 2010

Аннотация:

На основе исследований российских и зарубежных ученых различных специальностей дан обзор роли климатических изменений в историческом развитии финно-угорских народов со времени формирования уральской языковой общности до середины I тыс. н.э. Показано воздействие климатического фактора на постепенное разделение уральской и финно-угорской языковых общностей, миграционные процессы, расселение древних финно-угров.

Выдержки из текста, о марийцах:

(...) дробление, распад их древней общности, ряд других важных этапов развития финно-угорских народов весьма тесно связаны с глобальными изменениями климата (...) [1–6]. (...) обстоятельное изучение важнейших аспектов истории финно-угров, финно-угорских языков учеными различных специальностей – лингвистами, археологами, историками, этнографами, и в особенности их указания на взаимосвязь между некоторыми сюжетами этой истории и изменениями природно-климатических условий [7–12] делают возможным предпринять попытку составить общий обзор роли климатического фактора в истории финно-угров.

...

Напор ледников ломал относительно устоявшуюся жизнь палеолитического человека, стирал с лица земли или заставлял перемещаться на огромные расстояния древние племена (...). И лишь тысячелетия спустя с отступлением льда перед людьми появилась возможность обживать новые пространства, осваиваться, постепенно формируя свои особенные традиции жизнедеятельности. Около 15 тыс. лет назад началось быстрое глобальное потепление климата, открывшее пути для складывания различных этнокультурных, языковых общностей, а уже около 12700 г. до н.э. климат в Западной Европе был почти таким же, как в наши дни. В VII тыс. до н.э. в Европе стало теплее, чем теперь. В последние века этого тысячелетия несколько похолодало, но затем наступил еще более теплый период (VI-IV тыс. до н.э.). Новая фаза потепления ознаменовалась рождением уральской языковой общности, объединявшей далеких пред(87)ков нынешних финно-угорских и самодийских народов. Исследователи говорят о ее существовании уже применительно к VI тыс. до н.э. [1, 12, 11]. Ранее, при потеплении VII тыс. до н.э., этой общности, надо полагать, еще не было, поскольку Западная Сибирь в ту эпоху оказалась менее избалована климатическими сдвигами к лучшему, нежели, например, Дальний Восток или крайний СевероВосток Евразии. Более того, в Западносибирском регионе имело место некоторое похолодание, что явно не благоприятствовало людям, пожелавшим бы обустроить здесь свою жизнь. (88).

Возможно, с этим относительным перенаселением и было связано разделение уральской языковой общности на самодийскую и финно-угорскую, которое (...) произошло на рубеже V и IV тысячелетий до н. э. Если исходить из относительной перенаселенности как важного фактора разделения уральцев, то автору представляется более вероятным, что отделение самодийцев от финно-угров произошло, учитывая изменения климата, в конце V тыс. до н. э. Ибо в начале следующего тысячелетия наступил пик теплого периода (климатический оптимум), проявившийся в большинстве регионов Евразии, в том числе и в Западносибирском. (...) новое улучшение климатических условий дало возможность получать больше продуктов питания в обжитых районах: больше рыбы, росту которой способствует повышение температуры воды, больше ягод и прочих даров леса. Все это оказало благотворное воздействие на демографические процессы, вследствие чего в начале IV тыс. до н.э. проблема относительной перенаселенности, вероятно, была снята с повестки дня, и бывшее ранее «избыточным» население получило возможность добывать средства пропитания на родине, а не искать их в иных регионах. Следовательно, массовые переселения и, как следствие их, разделение уральцев должны были произойти не в это благоприятное время, а в предшествующий период [1,8,11,12]. (88)

В первые века I тыс. до н.э. температура понизилась, что стало особенно заметно в IX в. до н.э. Это естественным образом вновь привело к появлению относительно избыточного населения, активизации переселений. Полагаю, что именно с этим можно связать наиболее интенсивное заселение прафинно-волжскими племенами ряда регионов, и
в частности, Прибалтики, о чем пишет П.Хайду, называющий тот период «началом прибалтофинской эпохи», а также возможный распад прафинно-волжской общности на прибалтийско-финскую, прамордовскую и прамарийскую. (90)

Вызванные климатическими изменениями миграции, вошедшие в историю как Великое переселение народов, сыграли свою роль и в этногенезе марийцев. Давление разноязыких кочевников, а также, вероятно, славянских (или славяно-германских) племен из Северного Причерноморья,
вторгавшихся в районы обитания прафинноволжских народов и на соседние с ними территории в III и в конце IV в., вызвало отход живших на границе леса и лесостепи местных племен на север – по Суре и Оке к Волге, затем в Поветлужье и на Большую Кокшагу. В приволжской части ОкскоСурского междуречья и в Поветлужье в последующее время (V–VII вв.) произошло формирование древних марийцев. Можно предположить, что обособление предков марийцев и родственной им мери (самые ранние мерянские памятники относятся к VI в.) также стало следствием Великого переселения народов (см. «Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск, 1999», с. 26, 30, 36, 38, 202-203 и др.). (91)

Литература
1. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988.
2. Дулов А.В. Географическая среда и история России. Новосибирск, 1983.
3. Жеребцов И.Л. Изменения климата и демографические процессы в Коми крае // Европей
ский Север: взаимодействие культур в древности и средневековье. Сыктывкар, 1994.
4. Жеребцов И.Л. Тысячелетие народа коми: время, климат, человек // Природа, 2000. № 7.
5. Lamb H.H. Climate: Present, past and future. London, 1881. Vol. 1, 2.
6. Landcebery N.E., Dooglas K. Fragmentary accounts at weather and climate in America (1000-1670 DC) and on coastal storma to 1825 // Technical Note BN-1029. University of Meryland, 1984. XI.
7. Археология Республики Коми / Отв. ред. Э.А.Савельева. М., 1997.
8. Атлас Республики Коми. М., 2001.
9. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск, 1999.
10. Контлер Л. История Венгрии. М., 2002.
11. Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997.
12. Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985.
13. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М, 1969.
14. История Карелии с древнейших времен до наших дней / Ред. Н.А.Кораблев, В.Г.Макуров, Ю.А.Савватеев, М.И.Шумилов. Петрозаводск, 2001.
15. Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов / Сост. М.М.Йокипии. Ювяскюля, 1995.
16. Хотинский Н.А. Голоцен Северной Евразии. М., 1977.
17. Вереш П. Проблема определения финно-угорской прародины в свете новых данных // Ранние этапы этнической истории и современный физический облик финно-угров. М., 2001.
18. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
19. История Урала с древнейших времен до 1861г./ Отв. ред. А.А.Преображенский. М., 1989.

Из открытых источников: http://cyberleninka.ru/article/n/klimat-v-drevney-istorii-finno-ugorskih-narodov

Добавить в друзья



Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    РАДИНЧÁ Радуница – день первого после Пасхи всеобщего поминовения мёртвых у марийцев, придерживающихся православия; как и в русской народно-церковной…

  • 6 мая (23 апреля ст. ст.). Йогория кече - Егорьев день

    Йогория кече (Егорьев день, 23 апреля) среди сылвенских марийцев известен как день посадки капустной рассады. При перепечатке указывайте ссылку на…

  • Обряд изгнания шайтана у сылвенских марийцев

    В этот день, накануне Йогория кече (Егорьев день), "совершали обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо, или шайтана. Обряд проходил в таком…

Спасибо, Рыся! И тебя и всех твоих тоже с Новым годом!
Интересная история)
Доброго дня!