Сотенная организация, даруга или дорога у марийцев и проч.

Помещаю здесь, чтобы не забыть.

Из рецензии В. С. Чуракова на книгу В. В. Напольских "Введение в историческую уралистику" (Ижевск, 1997).


"Хотелось бы обратить внимание автора, что определенная компилятивность первой части монографии, вообще свойственная для обобщающих работ, своим следствием имела закрепление в содержании отдельных разделов явно устаревших выводов. Так, утверждение, что лишь в период Казанского ханства у марийцев складывается сотенная организация (с. 45), заимствованное, вероятно, из работы К. И. Козловой „Очерки этнической истории марийского народа“ (1978, с. 87), не учитывает результатов новых исследований в области изучения становления и развития в обществе потестарно-политических структур. Здесь же используется термин даруга для обозначения административных районов Казанского ханства, хотя еще И. П. Ермолаев убедительно показал, что русский термин дорога возник и закрепился в качестве обозначения административно-территориальных единиц бывшего Казанского ханства, а позднее, кстати сказать, был перенесен и на территорию Башкирии, после проведения учета новых подданных Русского государства, в ходе которого писцы переписывали селения, лежащие вблизи главных дорог, выходящих из Казани4. Собственно в Казанском ханстве для обозначения провинций, как следует из ярлыка Сахиб Гирея (1523 г.), использовался арабский термин вилайат. В свою очередь в русских документах исторические провинции соседнего государства назывались сторонами (Горная, Луговая, Арская, Побережная или Ногайская) или четвертями, что является косвенным подтверждением их общего числа. Таким образом, термин дорога, употребление которого распространилось в Среднем Поволжье и Южном Приуралье со второй половины XVI в., не имеет никакого отношения к названию должности сборщика подати даруга, как полагал в свое время М. Г. Худяков, после работы которого „Очерки по истории Казанского ханства“ (1923) такое сопоставление некритически было усвоено большинством исследователей".

Добавить в друзья



Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья