Локальные группы мари - дифференциация по головному убору

Т. Л. Молотова. Марийский народный костюм. - Йошкар-Ола, 1992.

"...участник первой Академической экспедиции 1733-1743 гг. Г. Ф. Миллер впервые отметил отличия в женской одежде и головных уборах у марийцев, проживающих в различной местности. Исследователь быта народов Поволжья профессор И. Н. Смирнов в своей монографии «Черемисы» (1889 г.) сделал попытку очертить границы этнографических районов марийцев, взяв в качестве основного признака женский головной убор" (с. 54).

"...сохранившееся до наших дней у марийцев разделение на группы прослеживается по характерному для каждой из них женскому головному убору. Внутри наиболее многочисленной этнографической группы луговых марийцев выделяются три таких локальных подразделения, каждое из которых различалось и именовалось по назначению женского головного убора, характерного для той или иной местности. Так, по названию остроконечного головного убора «шымакш», распространенного в северо-восточных районах республики и в западной части Уржумского района Кировской области (в прошлом Уржумский уезд Вятской губернии), можно различить «шымакшан мари» или «чурикан мари»; по каркасному головному убору сорока определялась группа «сорокан мари» - северозападные районы республики, Санчурский, Яранский, Пижанский районы Кировской области (по дореволюционному административно-территориальному делению северная часть Царевококшайского уезда Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); по полотенчатому «шарпана» названа группа «шарпан-нашмакан мари» (чубла мари) в юго-восточной части республики (в прошлом южная часть Царевококшайского уезда Казанской губернии). Шарпан был распространен у группы горных мари, но у них этот головной убор отличался не только орнаментацией и размером, но и способом ношения (...).

Сложно определить хронологический период деления на группы по данному элементу женского костюма (...).

Следует подчеркнуть, что браки между представителями группировок, где бытовали различные женские уборы, были крайне редкими в дореволюционный период. (...)

Впервые локальные комплексы женской народной одежды поволжских мари были выделены и охарактеризованы известной исследовательницей этнографии народов Поволжья Т. А. Крюковой в работе «Этнографические и локальные группы марийцев (по материалам одежды)», которую она, к сожалению, не успела опубликовать. Ею было выделено 6 комплексов женской одежды: 1) горномарийский; 2) ветлужский; 3) яранский; 4) вятский и уржумский; 5) царевокок(с. 55)шайский; 6) приволжский и моркинский. (...)

Костюмные комплексы, характерные для восточномарийского населения, охарактеризованы в работе Г. А. Сепеева121. Им выделено три комплекса: прикамские и прибельские марийцы (Елабужский и Сарапульский уезды Вятской губернии, Бирский и Уфимский уезды Уфимской губернии), которые составляют большинство данной этнографической группы; второй бытовал у икско-сюньских мари (Белебе- евский и Мензелинский уезды Уфимской губернии); третий распространен среди уральских марийцев (Красноуфимский и Кунгурский уезды Пермской губернии" (с. 56).

Продолжение следует

Добавить в друзья



Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

до Крюковой, Молотовой и др. прекрасное исследование по головным уборам (и делении по ним мари на этнографические группы) опубликовал Евсеев (в 1920-е гг., журнал "Марий Эл", если не ошибаюсь). Он провел специальные экспедиции для этого.
Кстати, Молотова упоминает неопубликованную работу Крюковой...

А pdf "Марий Эл" есть? Давно ищу.
А Евсеева она упоминает?
пдф - вроде нет. Можно на сайте РНБ проверить. Может, какие-то выпуски и оцифровали (хотя вряд ли).
Как раз этот материал и упоминает: Евсеев Т. А. Одежда марийцев // Марий Эл. 1927. № 1-3. С. 114-115.

Кстати, спасибо за наводку. Рядом оказалась ещё одна чудесная ссылка: Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // УГВ. 1897. № 87.

УГВ - "Уральские губернские ведомости".

PS. Может, "Уфимские..."?
ну да, должны быть Уфимские ГВ, ведь губерния была Уфимская.
Причём даже страницы не указаны. Похоже, автор источник не видела.

Вот уточнённая ссылка:

Колесников, М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде : (этнографические очерки) / М. Колесников // Уфимские губернские ведомости. - 1897. - № 87, 88, 90, 91.

Правда, я тоже пока не видел.

Edited at 2015-12-21 06:05 pm (UTC)
Тебе не стыдно писать "диффЕренциация" через букву "и"? А еще с филологическим образованием... :))
Стыдно! Погоди, сейчас Министерство Правды всё исправит.