Почему после третьего ребёнка? - Шарпан.

«...шарпан черемисок Белебеевского уезда (Уфимская губ. - К. С.) есть не более, как обыкновенное полотенце, один конец которого навёртывается на голову, а другой спускается на спину; но и этот убор выходит из употребления, — так, в дер. Чикеевой, Ново-Чикеевой, Балчыклы, Нахметевой и Токбердиной черемиски надевают шарпан лишь после третьего ребёнка, а в обычное время носят платки, подвязывая их колпачком, как татарки» (Ерусланов, П. Краткий отчёт о поездке к черемисам Уфимской губ. летом 1896 г. / Пётр Ерусланов // Этнографическое обозрение. 1896. № 2-3. - 1897. - С. 326).

Любопытно, почему после третьего?

Добавить в друзья



Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

ну, так в цитате все сказано, почему: "но и этот убор выходит из употребления, — так, в дер. Чикеевой, Ново-Чикеевой, Балчыклы, Нахметевой и Токбердиной черемиски надевают шарпан лишь после третьего ребёнка".
Т.е. причина - выходит из употребления...
Нет, а почему после третьего? А не второго или четвёртого? Имеете в виду, что количество детей у женщины - показатель вораста? Типа кто успел родить троих, тот (та) принадлежит к поколению, носившему шарпан? А кто родил только двоих, уже шарпан не носят?
ну да, трое как некоторая мера окончательного перехода в старшую возрастную группу; всё - пора шарпан :)
но это уже размывание традиции; было - шарпан сразу после свадьбы.
Вообще мне в этой заметке гораздо интереснее, что белебеевские, судя по шарпану, - потомки переселенцев из "ончыл-мари" (которые и носили шарпан: моркинские, волжские, звениговские).
пермские - потомки шымакшан-мари. Интересно всех восточных перебрать по головным уборам, чтобы сопоставить, откуда они ушли на восток. Восточные мари очень неоднородны! А потом еще и по данным языка проверить (есть ли в конкретных восточных говорах черты определенных исходных луговых говоров).
Кстати, у вас не найдется ссылки на электронный ресурс, где вы нашли эту статью? Там должно быть описание трех игр - хочу страницы уточнить.
В той же статье:

"В Белебеевском у. черемисы живут главным образом по Сюню (левый пряток р. Белой) и его притокам — Шалтыку и Шарану. Центром черемисского населения здесь следует считать Кичкиняшевскую волость, почти исключительно населённую черемисами; в остальных соседних (4) волостях черемисы представляют ничтожное меньшинство и большею частью живут смешанно с башкирами и тептяро-мещеряками. По преданиям, сохранившимся среди черемис, они потомки позднейших переселенцев «шенге-мари», которые обосновались на местах, покинутых древнейшими обитателями черемисами «унгар-мари» ((Шенге от сл. шенгел «задний, поздний»; унгар, или шьунгар, — по всей вероятности, «угорский, югорский». - Прим. авт.)), вошедшими в состав башкир и частью удалившимися за Уральский хребет" (с. 325).

А ресурс, не помню, попробуйте посмотреть здесь: http://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Сам я, конечно, пиратскими сайтами не пользуюсь. :)
спасибо! очень странно: "шенгел-мари" - так ведь еще называют северо-восточных луговых. Но они не носят шарпаны, у них шымакшы. А унгар - вообще впервые слышу. Может, кунгурские?
Словарь марийского языка определяет шенгелмарий как "уржумские и сернурские мари" (т. 9, с. 94).

По шарпану сейчас выложу небольшую подборочку, вам, конечно, известную. Тем не менее...