Толкование снов по-марийски - 2

Я уже говорил, что марийцы свято верят в сны. И это относится не только к "язычникам", но и к обратившимся в православие. Знаменский в статье "Религиозное состояние черемис Кузьмодемьянского края" («Православное обозрение». - 1866. - Октябрь. - С. 61-79 ; Декабрь. - С. 149-168) рассказывает:

"У черемис испокон века была очень развита вера в вещее значение слов, сонному внушению они верят безусловно. Однажды заснул Михаил Герасимов (Прововедник из мари. - К. С.) и видит во сне: овцы завязли в гнилое болото, и говорит ему кто-то, что нечего оставаться в пустыне, нужно работать, овец вытащить. Проснувшись, он увидел в этом сне призвание Божие на деятельность народного проповедника. С этого времени он начал ходить по деревням и учить черемис".

А вот другой случай:

"Несколько лет тому назад Захарова (Соратник Герасимова, тоже из мари. - К. С.) тоже хотели обратить в раскол какие-то беспоповцы в Казани. Они с первого слова стали толковать ему о владычестве Антихриста в русской церкви и государстве и привели его в ужас своими хулами. Его хотели потом поразить благолепием богослужения и пустили в какую-то молельню насладиться красотами раскольничьего напева и пением какой-то старухи. Тоска напала на него; достояв длинное всенощное бдение, он воротился на квартиру, лёг спать и видит во сне большую лестницу: на верху её кто-то длинной удой ловит с низу валяющиеся тут человеческие головы и даёт их собакам. В этом образе он представил себе раскольническую пропаганду. Свой, сон он почёл за внушение свыше, возблагодарил за него Бога и с тех пор от души ненавидит раскол".

Такое вот толкование сновидений без всякого Фрейда.

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    РАДИНЧÁ Радуница – день первого после Пасхи всеобщего поминовения мёртвых у марийцев, придерживающихся православия; как и в русской народно-церковной…

  • 6 мая (23 апреля ст. ст.). Йогория кече - Егорьев день

    Йогория кече (Егорьев день, 23 апреля) среди сылвенских марийцев известен как день посадки капустной рассады. При перепечатке указывайте ссылку на…

  • Обряд изгнания шайтана у сылвенских марийцев

    В этот день, накануне Йогория кече (Егорьев день), "совершали обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо, или шайтана. Обряд проходил в таком…

А в этой заметке имя Захарова не сообщается?
Да, конечно. Его звали Иван. Кроме имени, там ещё много чего о нём есть. "Это был государственный крестьянин деревни Юлькушарги И. Захаров, один из черемисских грамотников и главных деятелей местного христианского просвещения, кроме того, ходок по черемисским делам, отлично знакомый с положением своего края". Чем-то он заинтересовал?
да, спасибо! Золотницкий упоминает "грамотного крестьянина" Захарова (без имени) - что тот приезжал в 1867 г. по делам, связанным с изданием горномар. букваря Кедрова. Вот я и сомневалась: Иван или Василий. Наверное, все-таки Иван. Спасибо!
а у вас случайно нет "Известий по Казанской епархии за 1868" (№ 12)?