Тёмные инородцы

Умиляют некоторые авторы прошлого, писавшие о темноте и невежестве "инородцев".

Вот, например, о черемисах в анонимной статье "Религиозное движение между черемисами" ("Православное обозрение", 1868, т. 25, вып. 1).

Говоря о необыкновенном духовном подъёме и тяге к православной вере, автор, в то же время, отмечает: "Рядом с христианскими понятиями уживались здесь остатки прежней религии в древних языческих обрядах, жертвенных возлияниях и приношениях; уцелела вера в кереметей, ворожников, сны, встречи, приметы. В этой-то тёмной, невежественной среде..."

А у нас, русских, в то время, значит, уже не было веры в "ворожников, сны, встречи, приметы"?

1868 год. За двадцать лет до "Воскресения" Л. Н. Толстого. Помните, там русский мужик убил бабу, посчитав, что она ведьма? Баба стирала бельё, ветер задрал ей подол, и мужику почудился хвост...

А вы говорите: тёмные инородцы.

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Ох, не надо про "Воскресение"! Только недавно дочитал. Это ж песдец, простите.
Я на Льва Николаевича смотря, придерживая шапку обеими руками. :)
Кто же по художественным книгам о прошлом судит?) Автор художественной книги всегда изыскивает конфликт, усиливает его до гротеска и выдает за обыкновенную жизнь. Иначе книга не интересная будет, без конфликта, без леденящих душу историй. Никто никогда простую обычную жизнь не описывает. Это справедливо и для Воскресенья Толстого, и для Преступления и наказания Достоевского, и для Поединка Куприна.

А в колдовство и до сих пор марийцы верят и практикуют активно ворожбу. Правда не в Горномарийском районе, где давно от язычества отошли, а скажем в Ново-торъяльском, Сернурском, Моркинском и др.
Ну, насколько я помню, это как раз был реальный судебный случай, то ли рассказанный Толстому юристом Кони, то ли вычитанный им из газет.

Да в колдовство бОльшая часть населения верит, иначе б не смотрели всякие битвы экстрасенсов и не ходили к гадалкам. И гороскопы не читали. А уж нам, в Марийско, и подавно "грех" не верить. Как говорится, колдуют все. И горномари тоже колдуют до сих пор.