Аляк юмо в церкви?!

Продолжаю штудировать статью К. С. Рябинского "Ардинский приход Козьмодемьянского уезда" (ж-л "Известия Общества археологии, истории и этнографии"). Встретил странное:

"Аляк юма — бог, сохранявший от злого человека, смягчавший сердце такого человека; и теперь ещё в церкви иногда черемисин отыскивает икону, которая изображает аляк юма, чтобы при нужде помолиться пред ней" (с. 185).

Ӓляк юмо - вообще странный бог. Считается, что это бог справедливости, бог, защищающий от клеветы, навета. От тюркского слова äлäк "клевета, донос, ябеда", ср. горномарийское äлякланаш "клеветать, сплетничать".

Но не странно ли, что имя бога, защищающего от клеветы, само значит "клевета"? Что-то тут не так.

И уж тем более вызывают недоумение слова Рябинского о том, что "в церкви черемисин... отыскивает икону, которая изображает аляк юма, чтобы при нужде помолиться пред ней". Как это - икона языческого бога в православном храме?!

Есть соображения?

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Николай Чудотворец был очень популярен у мари, как и у русских. Считалось, что он, помимо прочего, спасает утопающих.

У того же Рябинского: "Был бог, рождающий хлеб; имя этого бога узнать не удалось". И сноска: "Во времена христианства этим богом считался св. Николай Чудотворец".

Но к нашему случаю Николай Чудотворец не подходит. Горные мари ассоциировали с ним другого бога: Сóты Тӱня Йымы, или Сотня Йымы, или Свет Йымы (что одно и то же).

Но, скорей всего, вы правы, и ӓляк юмо отождествлялся с иконой какого-то святого или самого ИХ (не обязательно по созвучию), вот к этой иконе и ходили молиться (а не к иконе аляк юмо, конечно).

Но вот к какой иконе?!
интересное слово, к арабскому восходит (гибель, смерть).
1) над Рябинским подшутили.
2) а как именно в книге: аляк или ӓляк? Если аляк, то, может, искаженное аллах (?)
Сначала я тоже думал, что это может быть "Аллах". Но тогда бы ему молились "отатарившиеся" марийцы, но у них такого нет. Ӓляк юмо - это у горных мари, близких к православию.

И шуткой это тоже не может быть, так как этот теоним известен по многим источникам. Вот в хронологическом порядке:

«Бог справедливости, горн. – äлäк-юма, защищающий от суда, напраслины, клеветы...» (Золотницкий 1877, с. 21).

Аляк юмо (Ерусланов 1883).

«Бог справедливости (äлäк-кого-юма)» (Смирнов 1889, с. 144).

А.ю. докладывает богу о злых деяниях человека, но в то же время защищает его перед богом в случае несправедливых наветов (Sebeok 1956, с. 66).

В современной молитве: «Кугу юмынаш, аляк юмо, от клеветы, от наветов, от сплетен, от огня, от воды сохраните» (МКМ 1991, с. 187).

По поводу этимологии: «äлäк клевета, донос, ябеда. Вбр., клтс, алак-чалак сплетни. В — тат. äлäк жалоба, донос, клевета, чув. элек клевета (>марГ äляк), каз., алт. äлäк (араб. ). Рясянен 20, Гордеев I:79. Иначе: Федотов 156» [Исанбаев 1994, с. 25]. Или: «äлäк беда, несчастье» [там же].

Ср. чув. элек «клевета, поклеп, сплетня». Чув. «элек ябеда, клевета (тат. г. чер. äлäк; якут. äлäк насмешка)» [Золотницкий 1875, с. 8].
впрочем, ср. керемет - это и священное понятие (в том же арабск.), а затем > черт.
(Anonymous)
Да, может и такое быть.
Кереметь изначально (вариант толкования) -от харам "запретное". У восточных мари керемет - дух-покровитель, а вот у луговых - да, это дух, который вредит, если его неумилостивить.
Судя по выполняемым функциям, äлäк-юма - это какой-то аналог ангела-хранителя. А известно, что каждый православный человек имеет ангела-хранителя, в честь которого наречен при крещении. Возможно, крещеный мариец, придя в церковь, искал икону святого, в чью честь наречен. И молился ему. Каждый своему.
Пожалуй, всё же нет. Юмо - это бог, общий для всех. Аналог ангела-хранителя - суксо. Вот суксо много, у каждого свой, они есть в "штате" каждого бога. Это бог, и бог значимый.