Истории про таргылтыша - 2

Вот ещё история про таргылтыша от Ф. Земляницкого. Таргылтыш, по определению Словаря марийского языка, это "леший; нечистая сила, обитающая в лесу, оврагах, перелесках, в поле и сбивающая людей с пути, заставляющая их плутать". На самом деле, конечно же, это не леший, а "неупокоенная" душа злодея, продолжающего творить зло даже после смерти.

Истории про таргылтыша - 1

"В прошлом году два бессрочно-отпускных солдата — односеленцы — являлись по требованию исправника в волостное правление. Покончив дело, по которому требовали их, они на радости выпили полштоф водки и поехали домой ночью на одних санях. Дорогой один из них увидал человека, который хочет сесть между них в сани (а это был таргылтыш), и говорит своему товарищу: «Подвинься, дай место человеку-то». Тот машинально повиновался, не обратив и внимания, для какого человека ещё нужно место. Между тем, видевший человека солдат вскоре лёг и заснул. Приезжают домой. Неспавший солдат будит уснувшего, а тот оказывается мертвым. И черемисы объясняют этот факт тем, что солдата задушил таргылтыш".

Земляницкий, Ф. Тёмная сила в воображении лугового черемисина / Ф. Земляницкий // Известия по Казанской епархии. — 1871. — № 23. — С. 717-728.

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Недаром говорят - увидишь ночью кого-то голосующего на дороге, лучше не останавливаться, не подсаживать. С другой стороны - а вдруг человек в помощи нуждается? Может есть какой-то способ определить: кто перед тобой? Как думаете?
Имеете в виду какой-то "мистический" способ? :)

Поскольку я ни во что такое не верю (ни в таргылтыша, ни в чёрта), то и никакого способа отличить опасного пассажира от безопасного не знаю, кроме как "на глазок".

Человеку верующему (христианину) можно посоветовать перекреститься и прочитать короткую молитву.

У язычником есть свои способы бороться с таргылтышем. Главный (кроме шуток): пить меньше надо, т. к. в большинстве быличек таргылтыш вредит именно пьяным.
Ну, детекторов всякой нечисти ещё не придумали, следовательно нужен именно мистический способ). Пить, да, согласен. Но всем или только марийцам? Может тем самым "таргылтыш" оберегал угро-финское население от безусловно очень вредной привычки, бороться с которой оне не могут генетически? Или второй вариант - не ездить ночью. Заметьте - все случаи происходили ночью.

Да! кстати! еще один признак - все пострадавшие возвращались из гостей, либо из присутствие. Значит, чтобы избежать контакта с "таргылтышами", нужно не ездить в гости. Хотя, если исправник вызовет, волей-неволей поедешь...
Как защититься от таргылтыша - у Тойдыбековой:

"Чтобы избежать таких экстремальных ситуаций, люди стали искать средства защиты и борьбы против действий Т. Заблудившись, нужно было снять обувь и оставить на том месте, где человек потерял дорогу...

Чтобы не попадать во власть таргылтыша, необходимым считалось знание многочисленных запретов, связанных с Т., а также норм и правил поведения человека при встречах с ними. Конфликт в быличке обычно связан с нарушением этих правил. Очень важным считалось знать, в чем уязвимость таргылтыша. Избавиться от него, как верили люди, помогают молитва, осенение себя крестом, упоминание бога, иногда знание специальных обрядов. Например, заблудившись, человек должен искать ветку рябины: сломать, положить крестиком и переступить через рябиновый крест (ПЭ-87, Нов. р-н)".

Теперь вы знаете, что делать при встрече с таргылтышем. :)
Вот. Благодарю Константин. Про рябину я не знал. Теперь буду знать и применять. В лесу нечистая часто пытается закрутить.
Да, не забудьте потом написать, помогла или нет в лесу рябина. Любопытно.
Обязательно Константин напишу, доведись мне использовать это средство.
Палёная водочка у них была, видать, раз дуба дал.
Возможно. Мог и просто от болезни умереть, усугублённой пьянством, плохим питанием, переохлаждением и проч. Вскрытие-то наверняка не делали. А у народа одно объяснение: нечистая балует..
Раньше не было паленой водки. Сивушная была, а паленой - т.е. изготовленной из суррогатов, метилового спирта и т.д. не было. К счастью.
У этнографа Кузнецова описано где-то, чтО пили черемисы: нечто среднее между пивом и брагой, очень плохой очистки, с добавлением то ли полыни,то ли дурмана. И упивались вусмерть. Неудивительно, что потом таргылтыш давил.
А, ну если полыни насовать, да еще помёта птичьего,тогда - да, можно и таргалыша увидать.
Перечитал у Кузнецова, как черемисы готовили пиво и кумышку. Аж слюнки потекли. Оказывается, всё вполне прилично, только очистка, да, плохая. Завтра запощу "рецепт".