Кого марья пазар - отметили!

Кого марья пазар, или просто Марья пазар, - большой день.

По церковному календарю, это празднество Владимирской иконы Божией Матери - престольный праздник храма в селе Владимирском. Их всего три: 3 июня (21 мая, ст. ст.), 6 июля (23 июня, ст. ст.) и 8 сентября (26 августа, ст. ст.). Июньский, кстати, в народе называется Изи марья пазар — Малый женский базар.

В этот день в храме проходит служба с участием владыки Иоанна (архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского), а также многих (всех?) горномарийских священников. Накануне встречают крестный ход с чудотворной иконой: каждый год с середины июня она "гостит" в Козьмодемьянске, а 5 июля возвращается "домой", чтобы на следующий день принять участие в празднике.


Свято место пока пусто...

Мы приехали пораньше, чтобы узнать, когда ожидается крестный ход. Нам сказали, часам к трём. Икона, по словам сестры жены, "обедает" в Козьмодемьянске.

К церковной ограде была прислонена крышка гроба и крест, а вся дорога к храму усыпана садовыми цветами. Я думал, так встречают икону, но потом мне объяснили, что это для покойницы: чтобы дорога была лёгкой.


Такая вот цветочная дорожка для новопреставленной.

Заехали в Ванюково закусить копчёным сазаном, купленным в Сидельниково. С утра небо было обложено серыми тучами, моросил дождь, а тут вообще грохнуло - да так, что на секунду вырубило электричество. Подумалось: как там люди, несущие икону от самого Козьмодемьянска?

Без четверти три, когда мы вернулись, на повороте с трассы и по всей дороге к храму уже стояли группки людей, желавших присоединиться к процессии и пройти с ней хотя бы полкилометра. Перед храмом народу было ещё больше.

Зашли внутрь, чтобы взять свечей, - и сподобились приложиться к ручке "знаменитого" отца Иоанна (Барсукова) из Сумок, к которому давно собирались.

На улице разговорились с Михаилом из Чебоксар. На вопрос, приехал ли он нарочно, чтобы встретить икону, он с лёгкой усмешкой ответил, что "не такие уж мы верующие", а приехал он к родственникам, порыбачить на Волге. Тем не менее он, как и остальные, долго стоял на дороге, а потом зашёл в храм, чтобы поставить свечку. Подумалось: все мы такие, дети эпохи атеизма: верующие неверующие.


При виде процессии ударили в колокола

К половине четвёртого начали подъезжать батюшки, чуть погодя прибыл владыка, его тут же окружили прихожане, в основном женщины, чтобы припасть к ручке.

Застучал колокол, народ заволновался, все двинулись вперёд, и вдруг показалась процессия. Люди, нёсшие икону, почти бежали. Промокли, наверно, под дождём...




Так же быстро подходили к ним встречающие, выстраиваясь в очередь, чтобы, пригнувшись, почти на корточках, пройти под иконой. Позже я узнал, что можно взять с собой под икону охапку луговых цветов, чтобы потом положить на сеновале или дать корове: молоко будет вкусным.


Вот она, "освящённая" трава

Икону поставили перед алтарём, началась служба, которая длилась два часа. Среди батюшек я приметил нашего знакомого отца Иоанна из с. Кузнецова. После чтения Евангелия (из Луки) мы подошли к владыке для елеопомазания, потом купили свечей и отправились домой.

На другой день отправились, конечно, в гости - к родственникам жены в Шелаболки. На окнах и дверях - традиционные ветки рябины (уже засохшие) от сглаза. "Не тому люди позавидуют, что живём богато, а тому, что живём дружно".



В гостях - родственники (мы) и соседи, почти всем семейством. На столе, из традиционных блюд, - кол плошка (сковородка с жареной рыбой) и падкагыли (пирожки) с яйцом и луком, картошкой и грибами, рыбной консервой, малиной. Помимо "скоромного" (мясной суп), предусмотрено постное угощение (жаркое с картошкой и грибами): всё же пост. Остальные блюда - "городские", вненациональные.

Выпили водки, хорошенько закусили и, поблагодарив хозяек, отправились домой.

Добавить в друзья






Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Не, ну я еще понимаю, народные обряды, это дело такое. Но православие! Оно же вроде не одобряет всякую мистику и суеверия. А тут, блин, под иконой проползти...
Согласен. Есть богословие, а есть так называемая народная религия, которая включает в себя пережитки язычества (типа трапезы на могиле), суеверия (типа рябины на окнах) и прочие весёлые штуки. Церковь, кажется, смотрит на это сквозь пальцы: а куда деваться? Не поощряет, но и не запрещает. Я это так вижу.
Вот не люблю. В этом смысле церковь - инструмент отъема денег у населения, а такая религия - опиум для народа.
Инструмент отъёма денег у населения - государство, налоговая и проч. А в церковь ведь деньги можно и не нести, верно? А насчёт опиума, это вопрос веры. Если веришь в Бога и спасение души, то как ещё спасаться, если не через церковь и Христа? А если не веришь, зачем идёшь крестить ребёнка и отпевать покойника? Не ходи, и денежки будут целы, можно прожрать и пропить. Девочку, опять же, снять. Короче, потратить с толком. В общем, всё неоднозначно.
Вот я и говорю. Можно и не верить и быть хорошим, а можно верить и такое творить...
Да уж. Вера, он как секс, дело интимное. Публичная вера - это уже ближе к порнографии.