Культовые камни марийцев - 2

Культовые камни бывают природные, а бывают рукотворные. С начала 90-х годов в Марийском крае зародилась традиция - устанавливать памятные (мемориальные) камни в честь национальных мифологических (исторических) героев. Собственно, это не камни, а стелы (стела - "вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением").

Места для них выбираются не случайные. Это либо традиционное место поклонения герою (духу), как, например, гора Чумбылат. Правда, там установили не стелу, а металлический памятный знак:



Фото отсюда.

Либо это предполагаемое место погребения, как в случае с Полтышем. Памятный камень "марийскому герою, защитнику своей земли периода Ивана Грозного, герою Полтыш Ону", был торжественно открыт 6 августа 2011 г.: "завезён и временно установлен карельский гранит огромного размера". Сделано это на средства марийского предпринимателя Вячеслава Воронцова, при содействии НУ «Центр-музей им. Валентина Колумба» (директор Владимир Козлов).

(Полтыш - последний вольный малмыжский князь, национальный марийский герой, сражавшийся против Ивана Грозного.

Есть две версии его гибели. Согласно первой, его убило пушечным ядром; согласно второй, он был смертельно ранен в бою и умер при отступлении от Малмыжа. По Рычкову (1772), «черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевою называется; и сим сохранена память имени сего владетеля». Кузнецов в статье «Остатки древности в г. Малмыже» добавляет: «Ядром пушки был убит князь Болтуш и похоронен в полном вооружении на коне на горе, носящей его имя».


Фото отсюда.

Краевед Шубин (1840-1917) приводит предание, согласно которому на Болтушиной горе было древнее марийское кладбище, с которым позднее и стали связывать могилу Болтуша: «Черемисское кладбище находится на поле Пахотной слободы между Крутым Логом и дорогою в д. Ключи, почти на границе с мещанскою землею».)



Другой культовый камень, привязанный к предполагаемому месту погребения мифологического героя, - камень Чоткара, легендарного героя XIII в. на холме между деревнями Нурмучаш и Усола Волжского района.



Фото отсюда.

В Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово, Республика Башкортостан, в 2012 г. установлен культовый камень в священной роще Султан-Керемета. Праздник в его честь проводят в августе.



Фото отсюда.

Наконец, это может быть просто "выгодное" место, как, например, в случае с бронзовой скульптурой Акпарса в Горномарийском р-не, на Картуковском повороте (участок трассы Р173 Козьмодемьянск - Йошкар-Ола, где чебоксарская развилка). Хотя и тут имеется "историческая" привязка: здесь, якобы, начинались земли "Акпарсовой сотни".



Фото П. Чупрова.

Авторы скульптурной композиции - заслуженный художник Республики Марий Эл Сергей Яндубаев и заслуженный художник России Анатолий Ширнин. На постаменте памятника - бронзовый барельеф: Акпарс и русский царь пожимают друг другу руки. Открытие состоялось 20 ноября 2007 года.

Скульптуру Акпарса, стоящую на пьедестале с бронзовым барельефом, можно смело отнести к культовым объектам, так как уже складываются магические ритуалы, связанные с ним. Молодожёны останавливаются здесь, чтобы сфотографироваться (с "благословения" главы республики Л. И. Маркелова), а проезжающие мимо водители "должны" потереть царскую ручку на барельефе, чтобы сопутствовала удача.

Ещё один культовый камень, привязанный к местности лишь условно, - это камень Онара в д. Шоруньжа Моркинского района. Онар - герой чисто мифологический, это древний великан, легендарный родоначальник марийского народа. Где-то здесь, по преданиям, Онар вытряхивал землю из лаптей, отчего образовались горы и курганы.



Фото отсюда.

На камне написано: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА" ("Онар - наша сила").

Культовые камни марийцев
Шудугушский камень
Астраханский белый камень
Камень Чумбылат

Добавить в друзья



Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Смутно припоминаю какой-то камень с надписью о событии, который видел недалеко от Сидельникова, в лесу. На охоту ездил лет 5 назад. А что за камень, о каком событии, не помню.
И фотографии нет, хотя бы сделанной на телефон? Эх, жаль... Вспомните - дайте знать!
Я спрошу у друзей, они там часто бывают. И напишу вам.
Спасибо! Про фото не забудьте и координаты gps. Сейчас, слава Богу, с этим просто.
12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 1.
Пользователь syrmaepon сослался на вашу запись в своей записи «12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 1.» в контексте: [...] на место в 10:30. Не доезжая до села Шоруньжа Моркинского р-на, увидели на обочине камень Онара [...]