Боевая магия во времена Ивана IV

В «Истории князя Андрея Курбского Ерославского о Казанском взятии...» упоминается о "боевой" магии, которую защитники Казани применяли против войска Ивана Грозного.



«...вкратце ще воспомянути достоит, яко они на войско христианское чары творили и великую плювию [дождь] наводили: яко скоро по облежанию града, егда солнце начнет восходити, взыдут на град, всем нам зрящим, ово престаревшие их мужи, ово бабы, и начнут вопияти сатанинския словеса, машуще одеждами своими на войско наше и вертящеся неблагочинне. Тогда a6иe востанет ветр и сочинятся облаки, аще бы и день ясен зело начинался, и будет такий дождь, и cyxия места в блато обратятся и мокроты исполнятся; и cиe точию было над войском, а по сторонам несть, но точию по естеству аера случашеся».

Верю, что так оно и было. Лично и неоднократно был свидетелем, как в засушливые дни после марийского моления по поводу дождя к вечеру поднимался ветер и начинался ливень.

Кто были эти старики и старухи, насылавшие дождь на врага? Скорей всего, из татар: мусульмане те ещё колдуны (хотя это запрещено), в Коране об этом подробно толкуется. Но есть небольшая вероятность и того, что это были луговые марийцы, воевавшие, как известно, на стороне казанского хана. Почему так думаю? Потому что непосредственно перед этим говорилось именно о них:

«...собралося Черемисы Луговыя не мало, и ударили на наши станы задние, с Галицкия дороги, и не мало стад коней наших отгромили; мы же a6иe послали в погоню за ними трех ротмистров, и за ними другие посылочные полки во устроению, засады ради; и угонено их в трех, або в четырех милях, и овых избиша, других живых поимаша».

Почему бы казанскому хану не использовать искусных колдунов-черемис в боевых действиях?

Добавить в друзья


Recent Posts from This Journal