Live long "Классициум" must die forever! - 2

Поскольку мой первый пост о «Классициуме» вызвал бурное обсуждение (целых два коммента), продолжу. Не буду больше придираться к деталям, остановлюсь только на том, как автор даёт понять читателю, что его герой из другой эпохи. Вот он словами По описывает некое устройство клавиапульт: «...не нужно, как в старые, добрые времена, наливать чернила в чернильницу и точить перья. Достаточно клавиапульта. Это плоский прямоугольный предмет толщиной с журнал и на нём в несколько рядов расположены кнопки с буквами...» И т.д., большое описание, причём даже не компьютера, а текстового процессора. Да блин, так мог описывать незнакомое устройство человек, попавший в будущее ВНЕЗАПНО, а если он дополз до будущего своим ходом, если он изъясняется вполне современным языком (т.е. полностью интегрирован в общество), то он не будет называть, скажем, машину самоходным экипажем, как это делает герой рассказа. И потом, для кого он это пишет? Для своей «всамделишной» сиделки, современной девицы, которая уж наверняка знает, что такое клавиапульт. И, кстати, если уж она охотилась за идеальным текстом, почему ж она его сразу не скачала его из памяти клавиапульта, не догадалась?

И таких вопросов, чем дальше, тем больше. Зачем По отправился на Марс? Внешнюю причину мы знаем: такова установка составителя, Александра Беляева. Но внутренняя, имманентная, так сказать? Чтобы избежать лишних глаз? Так По и так заперся в башне из слоновой кости под охраной целого агентства.

Идея рассказа, конечно, замечательна. Тем, кто ещё не читал и кто не любит спойлеры, дальше не ходить!

ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕР!!!

Миром правят истории. Истории бывают трёх уровней. Бытовые, управляющие простыми людьми в бытовой жизни. Великие, управляющие жизнью великий людей и историей государств. И - «истории фатума», мистические истории, управляющие судьбами мира. Попав в историю, нужно прожить её до конца, другого способа выйти из неё нет. По сам себя загнал в историю написания идеального текста — пока он этот текст не напишет, умереть он не может. Как такое возможно? А неважно. Это же ж мистическая история. Что будет, когда он напишет идеальный текст? Умрёт литература? Типа: если есть идеальный текст, зачем читать другие? Ага. Если есть большая сладкая конфета, зачем солёный огурец?

Не только умрёт литература — изменится мир. Каким образом? А вот каким. Написав идеальный текст, человек мгновенно овладеет языком высших существ. Ага. Для того, чтобы выучить русский, надо написать «Войну и мир». Логика! Овладев языком высших существ, человек сможет общаться с ангелами и изменять мир по своему желанию (вариант: подсознательному желанию). Например, может сделать людей неспособными ко греху. Да блин, Бог дал людям свободу воли, чтобы они сами выбирали между грехом и праведностью. Захотел бы он безвольных (зато безгрешных!) кукол — создал бы кукол, а не людей. А тут пришёл какой-то человек (пусть даже По) и всё переиграл. И при помощи кого? Какого-то ангела, т.е., по определению, вестника, посланника, посыльного, мальчика на побегушках. Причём По настолько невежествен, что думает: раз ангел — значит, светлое существо. Он Библию не читал? Сатана — тоже ангел, причём самый прекрасный и проч. Потом это обыгрывается, но По и читатель догадываются обо всём сразу. Не надо держать нас за дурачков.

Кстати, у По была своя философия, изложенная в «Эврике». Не хочется читать «Эврику» - вкратце всё это изложено в рассказах «Месмерическое откровение» и «Сила слов». Там всё иначе, чем в этой простенькой сказке про светлых ангелов.

Ну что, вердикт? Как ни странно, но читать было ОЧЕНЬ интересно, автору и составителю (А. Беляеву) зачёт. Написано живенько, идея любопытная. Минусы: заявленный в титуле Эдгар По совсем тут не при чём, стилизация никакая, внутренней логики никакой.

Следующим прочитанным мной рассказом была «Плесень Бадамы». До новых встреч!

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.