Live long "Классициум" must die forever! - 2

Поскольку мой первый пост о «Классициуме» вызвал бурное обсуждение (целых два коммента), продолжу. Не буду больше придираться к деталям, остановлюсь только на том, как автор даёт понять читателю, что его герой из другой эпохи. Вот он словами По описывает некое устройство клавиапульт: «...не нужно, как в старые, добрые времена, наливать чернила в чернильницу и точить перья. Достаточно клавиапульта. Это плоский прямоугольный предмет толщиной с журнал и на нём в несколько рядов расположены кнопки с буквами...» И т.д., большое описание, причём даже не компьютера, а текстового процессора. Да блин, так мог описывать незнакомое устройство человек, попавший в будущее ВНЕЗАПНО, а если он дополз до будущего своим ходом, если он изъясняется вполне современным языком (т.е. полностью интегрирован в общество), то он не будет называть, скажем, машину самоходным экипажем, как это делает герой рассказа. И потом, для кого он это пишет? Для своей «всамделишной» сиделки, современной девицы, которая уж наверняка знает, что такое клавиапульт. И, кстати, если уж она охотилась за идеальным текстом, почему ж она его сразу не скачала его из памяти клавиапульта, не догадалась?

И таких вопросов, чем дальше, тем больше. Зачем По отправился на Марс? Внешнюю причину мы знаем: такова установка составителя, Александра Беляева. Но внутренняя, имманентная, так сказать? Чтобы избежать лишних глаз? Так По и так заперся в башне из слоновой кости под охраной целого агентства.

Идея рассказа, конечно, замечательна. Тем, кто ещё не читал и кто не любит спойлеры, дальше не ходить!

ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕР!!!

Миром правят истории. Истории бывают трёх уровней. Бытовые, управляющие простыми людьми в бытовой жизни. Великие, управляющие жизнью великий людей и историей государств. И - «истории фатума», мистические истории, управляющие судьбами мира. Попав в историю, нужно прожить её до конца, другого способа выйти из неё нет. По сам себя загнал в историю написания идеального текста — пока он этот текст не напишет, умереть он не может. Как такое возможно? А неважно. Это же ж мистическая история. Что будет, когда он напишет идеальный текст? Умрёт литература? Типа: если есть идеальный текст, зачем читать другие? Ага. Если есть большая сладкая конфета, зачем солёный огурец?

Не только умрёт литература — изменится мир. Каким образом? А вот каким. Написав идеальный текст, человек мгновенно овладеет языком высших существ. Ага. Для того, чтобы выучить русский, надо написать «Войну и мир». Логика! Овладев языком высших существ, человек сможет общаться с ангелами и изменять мир по своему желанию (вариант: подсознательному желанию). Например, может сделать людей неспособными ко греху. Да блин, Бог дал людям свободу воли, чтобы они сами выбирали между грехом и праведностью. Захотел бы он безвольных (зато безгрешных!) кукол — создал бы кукол, а не людей. А тут пришёл какой-то человек (пусть даже По) и всё переиграл. И при помощи кого? Какого-то ангела, т.е., по определению, вестника, посланника, посыльного, мальчика на побегушках. Причём По настолько невежествен, что думает: раз ангел — значит, светлое существо. Он Библию не читал? Сатана — тоже ангел, причём самый прекрасный и проч. Потом это обыгрывается, но По и читатель догадываются обо всём сразу. Не надо держать нас за дурачков.

Кстати, у По была своя философия, изложенная в «Эврике». Не хочется читать «Эврику» - вкратце всё это изложено в рассказах «Месмерическое откровение» и «Сила слов». Там всё иначе, чем в этой простенькой сказке про светлых ангелов.

Ну что, вердикт? Как ни странно, но читать было ОЧЕНЬ интересно, автору и составителю (А. Беляеву) зачёт. Написано живенько, идея любопытная. Минусы: заявленный в титуле Эдгар По совсем тут не при чём, стилизация никакая, внутренней логики никакой.

Следующим прочитанным мной рассказом была «Плесень Бадамы». До новых встреч!