Кон кече – Щелочной день. Второй день Кугече

Кон кéче, кóном кéче «щелочной день, день щёлока [т. е. здесь: день очищения]», кóлышо кон кéче «щелочной день умерших» – второй день праздничной недели Кугече арня «[праздника] Кугече неделя», приходящийся на среду Страстной недели в православной традиции (ср. день поминовения покойников в среду страстной недели в православной традиции).

В этот день запрещается работать, топить печь, кормить скот руками (допустимо, однако, подталкивать корм к скоту ногами). По приметам, если зажечь в этот день липовую щепку, это негативно скажется на урожае овса; если расчесать волосы, цыплята расцарапают курятник. В некоторых местах молодёжь предупреждают не брать в руки палки и веретёна, в противном случае летом их ужалит змея (ср. запрет брать в руки колющие предметы по средам). Также ничего нельзя выносить из дома.

Устраивают гадание: вечером все члены семьи кладут на окно ложки, чья ложка упадёт, тот умрёт в течение года. Верят, что в этот день умершие ходят по земле. Чтобы увидеть их, нужно надеть ночью одежду наизнанку или повесить на шею хомут и забраться на крышу. Принимаются меры предосторожности, чтобы умершие не причинили вреда живым. В некоторых местах в этот день топят бани специально для умерших [Sebeok 1956, с. 120–121].

Ещё сегодня выставляют угощение для умерших, а также для владыки загробного мира Киямат Тöра и его помощника Киямат Саус'а. Угощение, состоящее из блинов, хлеба, пирогов, яиц, ставят на скамью возле стола, кладут для них ложки. Также на скамью ставят зажжённые по одной свече для Киямат Тöра, Киямат Саус'а и каждого поминаемого родственника. Глава семьи кладёт немного пищи в сито (решето) или чашку на скамье для Киямат Тöра и Киямат Саус'а. В это время другой член семьи брызгает несколько капель пива или водки в другую чашку.

Глава семьи молится божествам загробного мира о том, чтобы они собрали всех его умерших родственников и были благосклонны к ним. Предлагают угощение умершим, называя каждого по имени, просят их о благосклонности и помощи живым. Затем угощение выбрасывают за дверь или выносят во двор и бросают на землю. Позднее яйца подбирают, остальная же часть угощения остаётся на земле и съедается собаками. Угощение покойников может устраиваться как одним домом, так и целым семейством, в последнем случае часто ходят из дома в дом, везде устраивая угощение [Sebeok 1956, с. 121].

При перепечатке указывайте ссылку на источник: kisitnikov.livejournal.com

Пел кон кече – Полущелочной день. Первый день Кугече
Праздничный комплекс Кугече
Вербное воскресенье, или Пипи праздник

Добавить в друзья

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    РАДИНЧÁ Радуница – день первого после Пасхи всеобщего поминовения мёртвых у марийцев, придерживающихся православия; как и в русской народно-церковной…

  • 6 мая (23 апреля ст. ст.). Йогория кече - Егорьев день

    Йогория кече (Егорьев день, 23 апреля) среди сылвенских марийцев известен как день посадки капустной рассады. При перепечатке указывайте ссылку на…

  • Обряд изгнания шайтана у сылвенских марийцев

    В этот день, накануне Йогория кече (Егорьев день), "совершали обряд изгнания из деревни злого духа сурем ужо, или шайтана. Обряд проходил в таком…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.