(no subject)

В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без "излишней" художественности, присущей настоящему очерку, а с другой, без полноты и точности, какими должен обладать очерк этнографический, - короче, я дал чисто блогерское описание.

Между тем, священная роща марийцев - кӱсото - место своеобразное, воздействующее не только на все органы чувств человека, но и на душу. Просто так туда входить нельзя. Накануне следует сходить в баню, утром одеться во всё чистое. Некоторые переодеваются на месте, в машине или около: мужчины надевают национальные белые рубашки с вышивкой (различной степени аутентичности), женщинам желательно быть в юбке и платке; если нет юбки, можно обмотать бёдра платком. Где-то это соблюдается строго, где-то не очень.

Вход в рощу огорожен, ворота - капка - могут быть деревянные, но иногда просто вешают над тропой длинное полотенце на ветвях деревьев, как на горе Чумбылат. В Мер ото, как видно на фотографии, использована естественная преграда в виде холмов или бугров (слева).



Машины туда не пускают, грузовик на фотографии - служебный, он привёз жертвенный скот и цистерну воды. Прежде чем войти в рощу, следует сполоснуть руки и лицо из специального рукомойника. Курить и справлять нужду в роще нельзя; если приспичило - выходишь за ограду, а потом снова моешь руки. Также в этот день нельзя употреблять спиртное. В старину считалось, что любая речь, кроме марийской, осверняет рощу, но в наше время - в эпоху газетчиков и туристов - здесь может звучать любая речь мира. Нельзя только браниться.

Когда поднимаешься по крутой тропке под нависшими ветвями деревьев в Мер ото, попадаешь словно в другой мир. Тебя сразу же обволакивает вкусным дымом жертвенных костров, на голову сыплет пепел и семена липа. В носу запах жирного бульона. В ушах гул множества голосов. Пёстрые марийские платья и платки.

Recent Posts from This Journal

Как по марийский "с новым годом?" В общем, с ним)