Вербное воскресенье - Обряд изгнания волков.

Вчера была Лазарева суббота, а сегодня Вербное воскресенье. Марийцы в эти дни проводили обряд изгнания нечистых духов и обряд изгнания волков. Вот как это было:

[С. Арда, Козьмодемьянский у., 1899.] «Нечистый дух - келтэмяш приносил черемисину вред. Нечистый изгонялся из деревни; это совершалось однажды в год — весной и во времена христианства было приурочено к Лазаревой субботе. В пятницу перед этой субботой запасали рябиновые прутья и пекли в каждом доме по одной ячменной лепёшке, собирали яиц по пяти с каждого дома [с. 186].

В Лазареву субботу собиралась почти вся деревня, брали по 3-5 штук рябиновых прутьев и от первого дома до последнего хлестали ими столбы ворот, крича, чтобы нечистый дух ушёл. Если желал домохозяин, выгоняли нечистого духа из дома: били рябиновыми прутьями в дверь, хлестали и такие предметы, как постель, чтобы и из неё выгнать нечистого. Кроме рябиновых прутьев, для устрашения духа, употребляли довольно громкие трещотки — вертушки, которыми сгоняют лошадей по лугам: нечистый боится этой трещотки. Попутно нечистый дух изгонялся из женщин, причём их хлестали теми же рябиновыми прутьями; женщины, зная это, в день изгнания духа надевали на себя кафтана по два, по три, прятались, но их отыскивали. После того, как выгнан нечистый дух из последнего дома, рябиновые прутья были обыкновенно обломаны. За деревней участники изгнания съедали припасённые накануне лепёшки и яйца. С остатками прутьев и трещотками с криком гнали потом нечистого духа к болоту, по пути били всё, что ни попадало: дрова, пеньки, прясла и проч. У болота кидали в него все остатки прутьев, крича: «Нечистый дух! уходи далеко, в плохое место (туда-то)» — и непременно в болото. На другой день, в вербное воскресение, утром происходил обряд изгнания волков, чтобы они не душили овец. Изгоняли несколько деревень зараз, каждая — свой условленный участок пути. Изгоняемые брали по рябиновой дубинке и с криками: «Уходи, волк, уходи!» - шли по полям, били дубинками по пути всё попадавшееся, били до того, что дубинки обламывались. Гнали воображаемых волков в лес. В 1845 г. в Казанской духовной консистории производилось дело крестьян села Арды из черемис крещёных Егора Спиридонова и других, всего 13 человек. Они обвинялись в том, что 18 марта 1844 г. (в Лазареву субботу) в доме крещёного черемисина Григория Михайлова рябиновыми прутьями и трещотками с криком били по полу и по стене, говоря, что изгоняют нечистого духа. Консистория постановила сделать [с. 187] виновным чрез священника внушение, чтобы они суеверие это оставили» [Рябинский 1900, с. 186-188].

Добавить в друзья

Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

а у нас просто всех перестреляли(