Как марийцы охотились на медведя.

Мозель, Х. Пермская губерния. - Ч. I, II. - СПб., 1864. - Серия: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. - (Из содерж.: о черемисах — т. II, с. 578-588.)

"Так, черемисы ловят медведей капканами с длинной веревкой, к концу которой привязывают толстый и тяжелый обрубок дерева. Попавши задней ногой в этот капкан, он уходит, но следующий за ним чурбан задевает за каждый пень и за каждое дерево и таким образом беспрерывно его задерживает. Раздосадованный медведь всеми средствами старается освободиться от чурбана и нередко разгибает самый капкан. Но, когда все попытки остаются тщетными, он схватывает чурбан в передние лапы и несет его до тех пор, пока не встретится ему крутой берег реки или какой-нибудь обрыв. Подойдя к такому месту, он бросает вниз со всею силою привязанный к капкану чурбан, который при падении своем увлекает за собой и медведя. Наблюдавший за всем черемис слезает вниз и добивает топором разбившегося при падении медведя.

Некоторые из крестьян убивают медведя следующим способом, который основан на склонности этого зверя к меду. Для этого привязывают особенно устроенное сиденье к верхушке дерева, которое наклоняют на столько, чтобы сиденье, называемое люлькой, пришлось около другого дерева в том месте, где поставлена пчелиная чурка. Край сиденья упирают в деревянный гвоздь, вбитый во второе дерево, таким образом, первое дерево остается наклоненным до тех пор, пока какая-нибудь тяжесть не высвободит сиденья из-под гвоздя. Устроив все это, охотник выжидает в некотором расстоянии, а иногда и дома, пока явится медведь. Собравшись полакомиться медом, медведь взлезает на дерево, где стоит чурка, и добравшись до неё, садится в люльку или на сиденье, чтобы удобнее достать мед. Но в то же мгновение доска освобождается под тяжестью медведя, дерево выпрямляется и медведь или падает на землю и расшибается, или же уносится вместе с люлькой на вершину дерева. Там поднимает страшный рев, чем и дает знать о себе охотнику, который тотчас спешит на место и убивает его из ружья. Если выстрел был даже неудачный, то все-таки медведь падает и разбивается, следовательно, охотнику остается только добить его топором.

Другие охотники привязывают к бортевому дереву большой и тяжелый сучковатый чурбан на длинной веревке, так, чтобы чурбан мешал медведю доставать мед из чурки. Взобравшись на дерево, медведь отталкивает чурбан в сторону и наклоняется, чтобы достать мед, но в то же время импровизованный маятник ударяет его по голове, медведь снова его отталкивает, еще с большею силою, и тотчас получает второй удар в соразмерности сильнейший. Это продолжается до тех пор, когда выведенный из терпения медведь толкнет чурбан из всей силы и вслед за тем получит такой удар, который сшибает его с дерева. При этом падении медведь или убивается до смерти, или же до того разбивается, что не в состоянии далеко уйти".

Добавить в друзья

Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья

Ну, извини. Охота на медведя - не рыцарский турнир. Там не до расшаркиваний.