Благовещение - Тир кодымы кечӹ (День, когда оставляют сани).

У горных мари Благовещение по-народному называют Тир кодымы кечӹ (букв, день, когда оставляют сани); у сылвенских мари - Калак кече "ложечный день". Назван он так по гаданию с ложками. Гадают так: накануне ложку с водой оставляют на ночь на морозе: если вода к утру замёрзнет - сорок дней будут холодные утренники, если нет - к теплу. По другому варианту, несколько ложек с водой помещают в амбаре на зерне: овсе, ячмене, пшенице и т. д.: где замёрзшая вода образует больший бугорок, то зерно сулит лучший урожай, и его следует сеять больше (Черных 2002, с. 228).

Говорят, что в этот день кече модеш "солнце играет", т. е. при восходе «переливается разными цветами, красуется, купается, радуется, кружится, иногда мигает или подпрыгивает и пр.» (ПЭ-84, 86, 89, 95, Нов., Серн., Куж. р-ны). Раньше в Благовещение (и другие большие праздники) принято было встречать восход, для чего вставали рано или всю ночь не спали (ПЭ-89, Соловьева, Куж. р-н). В некот. местах с этой целью шли накануне на холм в праздничных одеждах (Орш., Медв., Нов. р-ны), молодёжь забиралась на заборы, крыши, деревья. Считалось, что не каждый может увидеть игру солнца (Кировская обл.), что это доступно только праведным (ПЭ-89, Соловьева, Куж. р-н) [Тойдыбекова 2007, с. 103].

В Благовещение заготавливали кугече шинчал "пасхальная соль". Делалось это путём пережигания соли в печи или подтопке до тёмного цвета, после чего, по поверьям, соль приобретала целебные (Мари-Турекский р-н, РМЭ, 1987) и охранительные свойства. Больному давали кугече шинчал, посыпав на хлеб или обмакнув хлеб в неё, добавив в питьё; больной скотине давали посоленную ржаную колобашку (Оршанский р-н, РМЭ, 1995). С охранительной целью носили при себе щепотку соли, завёрнутой в тряпочку (Тойдыбекова 2007, с. 124).

В Благовещение нельзя работать, плести (косы и проч.). По легенде, кукушка свила гнездо в Благовещение, и была за это наказана: теперь у неё нет своего гнезда и она вынуждена подкладывать яйца в чужие (ПЭ-94, Ямаева, Пар. р-н) (Тойдыбекова 2007, с. 131).

Многие "условно верующие" в наши дни уже не помнят (да и не знали никогда) смысла Благовещения, считая, что главное в этот день - не работать и есть рыбу.

С праздником, православные!

Добавить в друзья

Recent Posts from This Journal

  • Шорыкйол - "Овечья нога" (Святки, Рождество).

    Шорыкйол - марийский народный календарный праздник, завершающий старый и начинающий новый год. По-видимому, в старину (точнее определить временнЫе…

  • (no subject)

    В предыдущих публикациях о молении, приуроченном к празднику Сӱрем, я дал беглое и поверхностное описание жертвоприношения: с одной стороны, без…

  • (no subject)

    Когда я слышу фразу: "Правда всегда одна" - я непременно добавляю: "Но у каждого своя". Добавить в друзья