Диюлель и Дидилад - мордовско-черемисские князья?

Продолжаю штудировать "Казанские губернские ведомости", и попалось мне любопытное:

"Но позднейшие (По отношению к летописцу Нестору. - К. С.) хронисты и в этом случае были гораздо смелее и сочинили о черемисах сказку, нелепость которой очевидна тотчас и только в XVII столетии могла показаться правдою, учёным домыслом. По этой сказке выходит, что вскоре после Александра Македонского в Сидерех (?), где обитали мордва и черемисы, княжили два брата Диюлель и Дидилад, которых они признали богами за то, что они научили их пчеловодству" (Артемьев, А. Очерк истории черемисов / Артемьев // Казанские губернские ведомости. – 1848. – № 21. – Часть неоф. - С. 176).

Первая мысль была: бред какой. Диюлель и Дидилад! Смешно.

Полез в старика Карамзина. Нашёл это место в "Примечаниях к первому тому «Истории государства российского»":

"В Сидерех же (σιδηρα?), или в Мордве и в Черемисе, княжили тогда два брата, Диюлель и Дидилад, которых язычники назвали богами за то, что они научили их пчеловодству" (Карамзин, Н. М. История государства российского // Полное собрание сочинений. - Т. 1. - М., 1998. - С. 312).

Точно: Диюлель и Дидилад!

При этом в Указателе имён: "Диюлель, легенд. мордовский кн.", а "Дидилад, легенд. черемисский кн." (с. 517). О как!

Ищу дальше и нахожу этих товарищей в "Сказании о Словене и Русе и городе Словенске" из "Хронографа" 1679 года:

"В Синдерех же тогда княжаху два брата, единому имя Диюлел, а другому Дидиядакх (Вариант чтения: Дидилад. - К. С.), невегласи боги их тогда нарицаху за то, иже пчелы им налезоша и борти верх древия устроиша" (Хронографический рассказ о Словене и Русе и городе Словенске // Полное собрание русских летописей. - Т. 33. - Л., 1977. - С. 141).

Всё то же самое, только без черемис.

Вот и возникает вопрос: а к Карамзину-то марийцы как затесались?

Добавить в друзья

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Ты лучше скажи, как туда эльфы затесались.
Вот и я о чём. Учитывая, что черемисы - лесной народ (часто их так и называли), и эльфы - лесной народ(ец), думаю, мы говорим об одном и том же.
Ещё их роднит то, что они отменно обращались с луком и стрелами. Черемисы детям не давали есть, пока те не подстрелят белку. Это даже в летописях зафиксировано. Вот и выходит, что черемисы - это те же самые эльфы, только местные.
А есть такой - Осокин. Обязательно погляди кино по его книге - "Небесные жёны луговых мари". Шыдевр от автора "Овсянок". Реально шыдевр.
А есть давали ему эту самую подстреленную белку?)
судя по всему, Карамзин дал свою интерпретацию того, что есть Си(н)деры (или как там их назвать...) Добавил, что это "в Мордве и в Черемисе". Но почему он так решил? И какая есть альтернативная или даже официальная точка зрения на это место? Где оно?
В упомянутых мной совр. изданиях научного комментария к Синдерам не нашёл. Артемьев помещает их аж на Кавказе...