Герцен, А. И. Вотяки и черемисы.

Путаница с Герценом страшная. Смотрим библиографические указатели:

Марийская музыкальная культура: библиографический указатель (1756−1930) / Мар. гос. ун-т; сост. М. А. Ключева. – Йошкар-Ола, 2011. – 136 с.

9. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1, 3. То же // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1838. – Ч. 30. – № 10. – С. 17–23. То же // Труды Научного общества по изучению Вятского края. – Вятка, 1927. – Вып. 3. – С. 25 (с. 14).

9. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1, 3. То же // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1838. – Ч. 30. – № 10. – Смесь (прил.). – С. 17–23. То же // Труды Научного общества по изучению Вятского края. – Вятка, 1927. – Вып. 3. – С. 25.
«Жених покупает невесту. Свадебные обряды очень просты: приводят невесту к жениху в дом, молятся идолам и отдают ему ее»
(с. 60).

9. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1, 3. То же // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1838. – Ч. 30. – № 10. – Смесь (приложение). – С. 17–23. То же // Труды Научного общества по изучению Вятского края. – Вятка, 1927. – Вып. 3. – С. 25.
Похоронный обряд: «Покойнику в гроб кладут розги, чтобы отгонять нечистых духов, и каждый провожающий кладет сверх того кусок блина, говоря: “Это тебе пригодится”»
(с. 68).

9. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1, 3. То же // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1838. – Ч. 30. – № 10. – Смесь (приложение). – С. 17–23. То же // Труды Научного общества по изучению Вятского края. – Вятка, 1927. – Вып. 3. – С. 25.
Боги, карты и моления. В описании религиозного обряда основывается на работе Еличева (№ 8)
(с. 83).

9. Герцен А. И. Вотяки и черемисы // Вятские губернские ведомости. – 1838. – № 1, 3. То же // Журнал Министерства внутренних дел. – СПб., 1838. – Ч. 30. – № 10. – Смесь (прил.). – С. 17–23. То же // Труды Научного общества по изучению Вятского края. – Вятка, 1927. – Вып. 3. – С. 25.
В женском поясе сзади, который обвешан разными гремушками и звенит при ходьбе
(с. 98).

(Указатель построен так, что одни и те же библиографические справки дублируются по нескольку раз - в каждой теме. Это сделало указатель более объёмным (громоздким); этого надо было и, вероятно, можно было избежать, дав общий свод библиографических справок и тематический указатель; у меня, кстати, возникает та же проблема, когда в одной (неразъёмной) цитате приводятся сведения, которые нужно разнести по разным словарным статьям.)

Мои комментарии:

во-первых, в первой справке не даны страницы, а

во-вторых, статья опубликована в неофициальной части газеты, в так называемом "Прибавлении", а это "Прибавление" имело собственную (sic!) нумерацию! То есть, если вы заглянете в "Вятские губернские ведомости" № 3, от 15 января 1838 года, то никакой статьи о вотяках и черемисах там не найдёте. Она (окончание) помещена в "Прибавлении к № 5 "Вятским губернским ведомостям"" (в таком падеже написано).

Добавим ещё, что статья опубликована анонимно и атрибутируется Герцену с известными оговорками. (Об этом ещё поговорим.)

Итак, правильная справка:

[Герцен, А. И.] Вотяки и черемисы / [Анонимно] // Вятские губернские ведомости. - Часть неоф. - 1838. - Прибавление. - № 1. - С. 1-2; Прибавление к № 5. - № 3. - С. 1-15. [Из содерж.: о марийской мифологии и обычаях — только в № 3.]

О "Журнале Министерства внутренних дел" и "Трудах..." ничего не скажу, за неимением оных. А вот комментарии прокомментирую:

"Жених покупает невесту. Свадебные обряды очень просты: приводят невесту к жениху в дом, молятся идолам и отдают ему ее» (с. 60). Цитата неточная, надо: "У черемис жених покупает невесту; обряды очень просты: приводят невесту к жениху в дом, молятся идолу и отдают ему её".

Про этого "идола" как-нибудь расскажу, там интересно.

Остальные цитаты тоже неточные; может, взяты из др. издания или из чьего-то пересказа?

По крайней мере, в "Вятских..." и в "Собрании сочинений" в 30 тт. - "как у меня".

Теперь другой указатель.

Традиционная вера народа мари (язычество). Марий юмо йула : библиогр. указ. / М-во культуры, печати и по делам национальностей, Над. б-ка им. С. Г. Чавайна ; сост. : Н. И. Бушкова, Н. С. Попов ; авт. вступ. ст., науч. ред. Н. С. Попов. - Йошкар-Ола : Нац. б-ка им. С. Г. Чавайна, 2012.-156 с.

Герцен, А. И. Вотяки и черемисы / А. И. Герцен // Вятские губернские ведомости. - 1838. - № 1, 3, 5, 10 ; 1839. - № 3 ; Журнал Министерства внутренних дел. - 1838. - Ч. 10. — С. 17-23 ; Памятная книжка Вятской губернии на 1860 г. Отд. III. - Вятка, 1860. - С. 159-166 ; Собр. соч. в 30 т. Т. 1. - М., 1954. - С. 368-372 (с. 19).

Тут с "Прибавлением" и страницами та же беда. Кроме того, добавлены ещё два номера: 5 и 10. На самом деле, помещённые там материалы прямого отношения к статье Герцена не имеют, а являются дополнением к ней и содержат "вотякские" молитвы. Но, если угодно, вот правильная ссылка:

Вотяцкие молитвы // Вятские губернские ведомости. – 1838. - Прибавление к № 9. - № 5. - С. 23.

Вотяцкие молитвы осенью перед Филимоновым заговеньем // Вятские губернские ведомости. – 1838. - Прибавление к № 19. - № 10. - С. 45-46.


Откуда взялся № 3 за 1839 год - вообще загадка. Там содержится окончание анонимной статьи "Описание Глазова и его уезда", но о черемисах в ней молчок. Так что я даже библиографическую справку давать не буду.

В "Традиционной вере...", по сравнению с Ключевой, одной ссылкой меньше, зато двумя больше.

О СС в 30 тт. я уже упоминал, а "Памятная книжка..." - новенькое. И тут становится ясно, откуда №№ 5 и 10 за 1838 и № 3 за 1839: они упомянуты в "Книжке...", где все эти материалы свалены в одну кучу. Так что, освободившись от шелухи, получаем точную ссылку:

Памятная книжка Вятской губернии на 1860 г. - Вятка, 1860. - Отд. III. - С. 159-163.

И это всё на сегодня.

Об авторстве статьи поговорим в другой раз.

Добавить в друзья